Как пандемия меняет люксовые интерьеры

Формируется запрос на гедонизм, «беззаботную радость» и экологичность
Мужские общины шитья на машинке, клубы плетения половиков – все это вполне отражает потребность в самовыражении

Клиентские предпочтения в люксовых интерьерах на протяжении многих лет остаются неизменными: приглушенные оттенки, лаконичность, редкие материалы, эксклюзивная мебель. Но пандемия изменяет даже эту «моду вне времени». 

В сегменте люксовых интерьеров – довольно уверенный запрос на стилистику 1970-1980 гг. – радостную, яркую, свободную от прошлых интерьерных предрассудков. Тогда во взрослую жизнь вступило поколение бэби-бумеров (родившихся после окончания Второй мировой войны). Эти люди были свободными, раскрепощенными. Они стремились не к функциональности, но к гедонизму, и именно они ввели моду на эффектные интерьеры. 

Главный тренд последнего, пандемийного года – разворот от функциональности и минимализма в сторону как раз тех самых интерьеров 1970-х. Яркие цвета, геометрические узоры, глянец, зеркала – спросом пользуется все, что способно привнести в жизнь оптимизм и жизнерадостность.

Такие выразительные пространства – своего рода форма беззаботного бегства от реальности. Интерьер должен создавать ту легкость бытия, в которой человек обретает позитивный настрой и хорошее настроение. Элементы Boho chic или хиппи, с их витальностью и многоцветием, становятся важной частью жилых пространств. 

Кроме того, такие эмоциональные интерьеры – это еще и запрос молодого потребителя на большую персонализацию. Они, в отличие от родителей, не стремятся к общепринятому понятию статусности, а хотят больше выражать себя, в том числе через интерьеры. Роскошь и люкс в их понимании – это свобода быть собой, отсутствие предубеждений и самоидентичность. Именно поэтому в новых интерьерах есть предметы рукоделия, сделанные самими владельцами: картины, постеры, макраме-панно и т.д. Во время пандемии запрос общества на «рукодельные» сообщества был особенно сильным. Появлялись мужские общины шитья на машинке, клубы плетения половиков, кружки по созданию подушек в стиле пэчворка. Все это вполне отражает запрос времени на социальность и самовыражение.

Из 1970-х – лакированные, отполированные до блеска поверхности, плотный текстиль, использование принтов не только на текстиле, но и в отделке стен, потолка, мебели, аксессуарах и т.д. Вообще становится актуальна «многослойность»: использование предметов дизайна разных стилей, наслоение материалов и пространств (анфилады и т.п.), роспись стен. Такая эклектика в грамотном, искусном исполнении, привносит в пространство эмоции и харизму, делает интерьер по-настоящему уникальным. Но уже не за счет использования эксклюзивных, редких материалов, а за счет эксклюзивного сочетания самых разных стилистических приемов в одном пространстве.

В те же 1970-80-е гг. начало зарождаться движение в защиту окружающей среды и впервые проявилось такое понятие, как «материальная передозировка». На кризис перепроизводства и потребления  общество ответило отказом от чрезмерного. Сегодня эта тенденция – в несколько ином виде – также активно набирает обороты. Философия eco-friendly, zero-waste, использование натуральных, качественных материалов и разумное потребление захватили даже люксовые интерьеры. Отчасти тенденция связана с тем же кризисом чрезмерного потребления, отчасти – с приходом на рынок нового поколения потребителей, которое активно поддерживает окружающую среду и стремится к тому, чтобы все бренды, с которым оно взаимодействует, были этичными, прозрачными в вопросах производства и социально ответственными. Именно поэтому эбеновое дерево, крокодиловая кожа, да и вообще все, что можно причислить к невосполнимым природным ресурсам, отходит на второй план, пропуская вперед более безопасные для окружающей среды материалы, от плитки из переработанного стекла до светильников из восстановленной древесины.

В настоящее время для создания в том числе уникальных элементов интерьера и декора используются предметы, которые ранее выполняли совсем другую функцию. В пространствах eco-friendly часто появляются европоддоны, которые служат, например, основой для авторского дивана. Принципам zero-waste и upcycling следуют и производители стильных съемных мебельных подушек из джинсов с фабричных стоков. Есть примеры, когда съемные чехлы для кресел и диванов создаются из армейских палаток. Для дизайнерского декорирования предметов интерьера, для мозаичных панно идут остатки керамической плитки или стекла, оставшегося от других проектов. 

Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что подобные эко-решения пока еще не получили широкого распространения на люксовом рынке. В то время как другой важный экологический принцип – «сделать один раз и надолго», чтобы в том числе сэкономить время – стал отличительной чертой статусных интерьеров. Клиенты меньше всего хотят тратить жизнь на постоянную отделку и «улучшения». Качественные материалы в интерьерах не только служат долго, но красиво стареют. Некая потертость, изношенность всегда придает качественным предметам винтажное очарование. Кроме того, когда приходит срок, такие стулья, комоды и столы, в отличие от более дешевых аналогов, можно реставрировать и превратить, например, стеллаж в стильную вертикальную цветочную стену, этажерку – в мобильную комнатную перегородку, старые чемоданы – в дизайнерские винтажные тумбы.

Стремление к экологичности рождает еще одну интерьерную тенденцию – возвращение к истокам, когда актуальными становятся мазанка, солома, камень, дерево, глина и т.д. Мебель из массива древесины, корней и ветвей, напоминающая природные формы; натуральные напольные покрытия: паркет, пробка, камень, циновки из растительных волокон; насыщенные природные цвета: терракота, горчичный, глубокий синий, бордо и т.п., а также использование мотивов растительного и животного мира в отделке, мебели, аксессуарах – все это снова в цене и как продолжение эко-стиля, и как ответ на реалии пандемии, когда «природа с доставкой на дом» была нам всем так нужна. 

Природный контекст в зоне свободного доступа обрел дополнительную ценность и нашел отражение в современных интерьерах. Но созданием зеленых оазисов в жилом интерьере и благоустройством прилегающих участков дело не ограничивается. Изоляция вызвала у потребителей желание создавать такие outdoor-пространства, которые по функционалу имитируют внутренние интерьеры с их отдельными жилыми и рабочими зонами, местами для отдыха и даже спа-удобствами. Другими словами, люди хотят адаптировать прилегающую территорию собственного дома под обычные потребности, гармонизировать их с окружающей средой. И здесь в ход идут ротанг, дерево, лен и камень. 

Складывается впечатление, что на смену сдержанным и минималистичным люксовым интерьерам приходят интерьеры более смелые, эмоциональные, харизматичные, ориентированные не на общепринятые стандарты «люксовой моды», но на индивидуальность и потребность в самовыражении владельцев. Реверанс в сторону классики, отсутствие в пространстве предметов из масс-маркета, приглушенные цветовые оттенки – все эти неизбывные правила люкса пересматриваются и дополняются. И у смелой стилевой эклектики сегодня не меньше шансов стать люксом, чем у породистого и выверенного ар-деко.