Как меняется архитектура школ в России
В новых проектах – классы-трансформеры, большие зоны рекреации и благоустроенные территорииСовременная школа – это социальный хаб, в котором ученики общаются с учителями и друг с другом
В проектировании школ, особенно нетиповых, за последние пять лет в России произошел огромный прорыв, что связано с изменением как системы образования, так и отношения застройщиков к социальным проектам: последние теперь воспринимаются не только как обременение, но и как способ повысить статус проекта. А также с более высокой степенью готовности проектировщиков к сложным задачам. Эти факторы сделали возможным появление школ нового формата не только в Москве, но и в регионах. Примеров по стране достаточно: московские «Летово» и «Хорошкола», проекты в Казани, Иркутске и других городах.
Само понимание того, как должна выглядеть школа, трансформировалось. Новые проекты позволяют выйти за рамки коридорной системы. Современная школа представляет собой некий социальный хаб, в котором ученики общаются с учителями и друг с другом. Это пространство, где традиционные классы сочетаются с зонами отдыха, кабинетами-практикумами, лекториями-амфитеатрами, зонами свободного творчества и активных игр.
В числе трендов в области проектирования школ многофункциональность, четкое зонирование и развитые связи между зонами и с окружающей средой, организация пространств-трансформеров, акцент на зонах рекреации и элементах благоустройства.
Стремление к комфорту и естественности
Во многих проектах современных школ реализован принцип интеграции объектов в исторический и природный контекст. Такой подход способствует созданию максимально комфортной и естественной среды в школе. Архитекторы часто используют полупрозрачные и прозрачные оболочки, что обеспечивает взаимопроникновение интерьера и окружающего пространства, раздвижные стены и потолки, трансформируемую мебель. В качестве примера можно привести инженерный корпус школы № 548 на Каширском шоссе. Здание прозрачное, смежные окна позволяют видеть из одного помещения другое, что создает ощущение общности. Тренд на естественность и связь со средой обозначился еще в начале 2010-х гг. с появлением таких проектов, как «Хорошкола», фасадные панели которой сделаны из стеклофибробетона.
Многофункциональность и четкое зонирование
В регионах зачастую к задаче организовать пространство для учебного процесса и, в случае если школа специализированная (музыкальная, художественная, спортивная), оборудовать дополнительно помещения, добавляется еще необходимость создать места для проживания детей, поскольку в такие школы приезжают учиться со всего региона. Строительство интернатов при школах нового формата связано со стремлением предоставить уникальные возможности для детей из разных населенных пунктов области или края, а не только из региональных центров. В образовательный комплекс «Умной школы» в Иркутске вошло 37 зданий: начальная и старшая школы, детский сад, культурно-досуговый центр с административным блоком, спортивный центр и учебные мастерские, семейный поселок (коттеджи на территории поселка при школе).
Краевая музыкальная школа для одаренных детей в Перми, строящаяся по нашему проекту, включает в себя учебный корпус, концертно-репетиционный комплекс и интернат для иногородних учащихся группы 12–17 лет. В составе новой полилингвальной школы на 1224 места в Казани также был предусмотрен интернат для иногородних детей.
Тренд на проектирование школ-гигантов до 2200 мест связан с тем, что застройщики по действующим стандартам обязаны обеспечить покупателей квартир в новых жилых комплексах (весьма масштабных) местами в школах и детских садах. Нестандартная школа с просторными зонами рекреации – конкурентное преимущество ЖК, поэтому девелоперы все чаще используют его в своих проектах.
В проектах с большим количеством разных функциональных зон пространство должно быть организовано таким образом, чтобы не было пересечений процессов – учебных, спортивных, музыкальных, самоподготовки, а также пересечений разных возрастных групп. Для этого в здании музыкальной школы в Перми, например, есть автономные входные группы для учеников средних и старших классов и для проживающих в интернате, предусмотрен отдельный вход в зону актового зала. В современных школах большое внимание уделяется комфорту перемещения всех групп людей, в том числе маломобильных, для этого оборудуют лифты, пандусы и т. д. Лифтовое сообщение, например, есть в одном из наших проектов в районе Щукино, на ул. Берзарина.
Действующие регламенты, в принципе, позволяют реализовать на практике большинство идей архитекторов, было бы время, желание и бюджет.
Гибкие пространства
С появлением новых форм обучения уходит в прошлое традиционное разделение на классы. В школе Wunderpark International School (Истринский р-н Московской обл.) занятия проходят в классах-трансформерах – в течение дня парты перемещаются по классу в зависимости от задач урока, что позволяет ученикам работать парами, мини-группами или индивидуально. В инженерном корпусе школы № 548 на Каширском шоссе мебель также можно переставлять, приспосабливая пространство под любые задачи, а в коридорах есть рабочие зоны разных форматов. В строящейся в составе ЖК «Переделкино Ближнее» (ТиНАО) школе-гиганте на 2100 мест предусмотрена возможность деления пространства учебных кабинетов на несколько зон.
Дизайну и цветовым решениям интерьеров также стало уделяться больше внимания, они разрабатываются с учетом влияния на психоэмоциональное состояние детей.
Акцент на зонах рекреации и благоустройстве
Крайне важным элементом современной школы являются зоны отдыха и рекреации. В первых проектах школ нового формата («Летово», «Хорошкола») ядром рекреации стал атриум с естественным освещением. Эта тенденция была продолжена, например, в школе на 2100 учеников в Троицке (бюро Asadov). В Коммунарке (проект концерна «Крост» на 1100 учеников) рекреационные площадки занимают 30% пространства.
Особое внимание уделяется благоустройству территории – дворам, ландшафту, спортивным площадкам и т. д. Показательным примером в этом плане является проект образовательного комплекса в Нур-Султане (Казахстан), разработанный мастерской Atrium. Его корпуса размещены вокруг большого внутреннего двора, который задуман как главное общественное пространство. Внутри комплекса предусмотрены самые разнообразные маршруты движения по территории. В российских проектах архитекторы тоже тщательно продумывают варианты благоустройства с учетом общей концепции – например, в пермской музыкальной школе будет необычный внутренний двор в форме рояля со стеклянным куполом, предназначенный для отдыха, школьных мероприятий и концертов.
Большие перспективы в России, на наш взгляд, имеют форматы образовательных кампусов средней школы. В них совмещаются функции обучения (в том числе по специальным дисциплинам), досуга, проживания, научно-исследовательской и научно-практической деятельности. Состоятельность таких проектов подтверждена зарубежной практикой.