Школа может стать полноценным учебным пособием для формирующейся личности

Готовить человека к взрослой жизни придется не только педагогам, но и тем, кто проектирует и строит соответствующую инфраструктуру
Окружающая среда – это такой же воспитатель как родители или учителя

Образовательная среда все более активно меняется, требуя перенастройки учебных процессов и подходов к организации пространства школ.

Образование – один из общественных столпов, а образовательное пространство является отражением парадигмы развития социума. Так, в СССР в школьной архитектуре главную роль играли: рациональность, симметричность форм, четкое распределение на функциональные блоки и секции. Учебные помещения всегда размещались по одной стороне широких коридоров. Было разработано несколько типовых схем школьных комплексов от 2 до 4 этажей. Нормы и правила работы с пространством таких объектов, выработанные тогда, во многом применяются и сейчас. Для своего времени это были передовые решения, позволившие сформировать эффективную, удобную и быстро масштабируемую систему школ во всей стране.

Но настало время двигаться вперед. Насколько бы весомыми преимуществами не обладали проверенные формулы, сейчас уже невозможно игнорировать актуальные архитектурные тренды, технологии, материалы, инженерию и т.д. Кроме того, за время локдауна и различных ограничений, удаленные или гибридные схемы обучения стали все более активно интегрироваться в образовательную среду и менять ее.

Все бесспорнее становится необходимость комплексного пересмотра идей, связанных с проектированием школ и использованием их пространства. Речь идет о создании условий не только для повышения эффективности получения знаний, но и организации отдыха.

Например, школьный двор можно дополнить рекреационным пространством на эксплуатируемой кровле. Такая практика уже многие годы с успехом применяется в Японии и Южной Корее, помогая рационально использовать территории внутри плотной городской застройки. Подобные решения позволяют разнообразить досуг, а приемы Вертикального благоустройства помогают расширить ракурс восприятия ребенка. Это крайне важно для эмоциональной и зрительной разгрузки в паузах между уроками.

На кровле оборудуются безопасные спортивные площадки с высоким ограждением, подогреваемые искусственные газоны, уголки для чтения при естественном освещении и компактные обеденные зоны. В сложных климатических условиях России такие пространства можно делать крытыми, оснащать системами обогрева или эксплуатировать по сезонным схемам.

Одной из основных задач разработки учебных комплексов стала необходимость создания качественной инклюзивной среды, так как долгое время этому вопросу уделялось крайне мало внимания. Интеграция детей с особыми возможностями в воспитательные и образовательные процессы сегодня – залог поддержания здорового общественного климата завтра.

Комфортные пандусы, подъемные механизмы и другие части безбарьерной среды вместе со специальным учебным оборудованием должны интегрироваться в пространство максимально незаметно и не выбиваться из общего зрительного контекста. Тогда мы сделаем школу местом, где любой ребенок будет чувствовать себя как дома. 

Новые школы должны стать по-настоящему мультифункциональными, а это значит, что различные части объекта не имеет смысла привязывать к одному конкретному виду назначения. Это позволит эксплуатировать здание гораздо эффективнее, увеличить количество сценариев использования. Частично элементы подобной концепции можно позаимствовать у коворкингов, используя трансформируемую мебель, модульные системы и перегородки, тонко настраиваемое освещение атриумов для работы в разных режимах.

Пространство школы должно быть не просто насыщено светом, а максимально проницаемым. Достигнуть такого эффекта можно, устанавливая большие окна, панорамное остекление игровых комнат и спортзала, проводя частичное остекление кровли. Наличие качественного освещения многократно уменьшает зрительные нагрузки, которые за последние годы возросли на порядок.

Любой современный образовательный объект обязан быть наполненным качественным дизайном, транслирующим разнообразие форм и объемов через оборудование, мебель, детали окружения. Школа может и должна стать полноценным учебным пособием для формирующейся личности. Например, структура здания, фактуры поверхностей, коммуникации, колористика наглядно передают знания об эстетике, технологиях, различных материалах, геометрии. Определенные части инженерных систем можно необычно обыграть в качестве части дизайн-кода, как это бывает в музейных комплексах с экспозициями, построенных поверх археологических памятников.

Вместо обычных подоконников достаточно просто оборудовать светлые ступенчатые амфитеатры. Мягкие полы в игровых зонах и стены для рисования помогут школьникам в начальных классах активнее коммуницировать друг с другом и пространством, вовлекаться в досуг. Контрастные и яркие оттенки в интерьере, отказ от однообразных статичных форм позитивно повлияют на мышления ребенка и его инициативность. Окружающая среда – это такой же воспитатель как родители или учителя.

Подобные решения уже встречаются на практике в России. Так, в московской школе Летово уровни здания соединяют лестница-амфитеатр и настоящий зимний сад с озелененной стеной. Фасады разных частей комплекса выполнены в одинаковых материалах, но разных стилях и цветах. Это позволяет при помощи доступных визуальных средств наглядно показать функциональное наполнение объектов. Главный вестибюль выполнен в виде многослойного и адаптивного пространства, которое можно трансформировать в зону для рекреаций, актовый зал, научную аудиторию.

В Москве есть и другие интересные проекты нового поколения, например Хорошевская гимназия или школа, возведенная в ходе редевелопмента промзоны ЗИЛ. Все эти кейсы создавались под опекой крупных застройщиков жилья или компаний-кураторов. Они изначально заинтересованы в формировании качественной городской среды и готовы вкладывать в это немалые деньги. В таких случаях корпоративный патрон привлекает к разработке проекта известных архитекторов, которые создают индивидуальные кейсы, бережно внедряют их в застройку и концепцию ЖК. Идя по такому пути, застройщик не только выполняет стандартные требования по социальной инфраструктуре, но и формирует целевую аудиторию проекта, повышает лояльность к компании в целом.

Впрочем, обычно строительство образовательных объектов оплачивается из местных бюджетов, которые во многих регионах не могут обеспечить инновационный подход к проектированию. Архитекторы часто ограничены не только в предельной стоимости кейсов, но сроках работы. Оригинальные идеи и функциональные решения поощряются в единичных случаях, и работать в подобных условиях, придерживаясь высоких стандартов качества невероятно сложно.

Процесс обновления учебной инфраструктуры должен стать системным явлением, которое позволит создать новую комфортную образовательную среду. Это многоэтапный процесс, связанный с изменением финансирования, юридических норм и кадровой политики. Архитектурный аспект вопроса предполагает, как минимум организацию открытых конкурсов на разработку новых проектов, установление приоритета качества решений, а не бумажных показателей обеспеченности школьными местами.