Что ищет в музее современный человек

И как ему это дать
Из-за пандемии, экономической рецессии и революции в сфере досуга подходы к проектированию и наполнению многих музеев сильно изменились

Музейная сфера всегда остро реагировала на социальные, культурные и политические изменения. Новые вызовы выведут индустрию на тот уровень, который приведет к смене музейных концепций как таковых.

Онлайн-бронирование, сканирование температуры, внедрение правил социального дистанцирования и дезинфекции стали обыденностью для выставочных пространств. Галереи в разных странах уже успешно внедрили протоколы постоянного ношения защитных средств, организовали отдельные периоды посещения для пожилых людей и т.д. Многие музеи находят все больше бесконтактных способов взаимодействия с гостями. В их числе – сканирование билетов на входе и между экспозиционными блоками, перекройка схем навигации и зонирования для разграничения потоков посетителей, интеграция датчиков реагирования на движение и т.д.

Все это оперативные и вполне ожидаемые шаги, но в музейной индустрии достаточно других проблем, требующих незамедлительного решения. Среди них – глубоко консервативные и устаревшие моноконцепции, конкуренция с цифровыми медиа и сервисами, недостаток общественных пространств в проектах, работающих в старом фонде. И конечно – нехватка финансирования тормозит процессы столь необходимого технического переоснащения.

Особенно тяжело переживают кризис объекты местного значения, экономическое благополучие и востребованность которых основаны исключительно на продаже входных билетов и сувенирной продукции. В современном мире функционирование музейных объектов в моно-режиме, ограниченном только выставкой и в отрыве от происходящего вокруг, не позволяет выжить и быть интересными публике. Даже крупнейшие выставочные площадки вынуждены подстраиваться под актуальные тренды восприятия досуга. Времяпрепровождение в них должно предлагать много сценариев, а перспектива посещения обещать прекрасный новый опыт, знания, встречу со знакомыми не только в даты проведения выставки, но и в любой другой день.

Концентрируясь на расширенном общественном функционале, можно создавать примеры притягательных объектов во множестве типологий, кроме того, подобный подход поможет увеличить «вторичные доходы», отвечающие за дополнительное пополнение бюджетов музеев.

Именно проекты такого рода формируют общественный климат, но, чтобы они были эффективными, важно учитывать ряд моментов. Так, при формировании концепций новых музейных кластеров одним из приоритетов может стать живое взаимодействие объекта с обычными прохожими. При фрагментарном и постепенном визуальном открытии части экспозиции или транзитных пространств внутри музея создается интрига, привлекающая нецелевую аудиторию. Объект не демонстрирует многое – но уже достаточно для считывания функции и создания мотивации посетить его целенаправленно.

Музеи должны отойти от стереотипных схем взаимодействия с посетителями по типу «театра», где между зрителем и кулисами существует четкая грань. Важно создавать ощущение вовлеченности и причастности к их жизни.

В нашей стране одним из первых примеров реализации подобной концепции стало создание музейно-выставочного пространства в бывшем оружейном складе Нижегородского кремля. Комплексная реставрация там была выполнена синхронно с приспособлением территории под современные нужды и форматы. Это был наглядный пример того, что с архитектурным наследием в городах России можно и нужно работать нестандартно, сохраняя и расширяя общественный функционал. Восстановление арсенала обошлось местному бюджету примерно в полмиллиарда рублей, но взамен регион получил мультифункциональное вовлекающее пространство международного уровня.

Масштабный пример комплексного подхода к формированию пространств нового поколения – строящийся кластер в Коммунарке для 26 федеральных и московских музеев. В октябре 2019 г. наше бюро выиграло международный архитектурный конкурс на право разработки этого проекта. Город поставил перед нами задачу создать многофункциональную площадку в Новой Москве, которая станет местом притяжения для людей из различных районов столицы.

Проект объединит на одном участке выставочные зоны и фондохранилища Музея Победы, Третьяковской галереи, Государственного исторического Музея, Росизо и еще более двух десятков крупных музеев столицы. Все архитектурные, пространственные, технологические решения выстраивались вокруг трех аспектов – логистики, функционировании и безопасности объектов. Комплекс будет не только надежным местом для хранения уникальных фондов, но и сопоставимой по привлекательности с центральными городскими локациями территорией.

Автономия каждого из объектов будет сочетаться с тесной взаимосвязью всех элементов кластера, а связующим звеном станет мощная общественная составляющая. На территории будет организована возможность посетить основные экспозиции, заглянуть в кулуары фондохранилищ, понаблюдать за работой ученых, непарадной жизнью экспонатов или просто отдохнуть от повседневных забот в рекреационных зонах.

Мультифункциональные площадки будет можно трансформировать под образовательные, культурные или научные цели. Крыша комплекса превращена в парк, который станет естественным акустическим барьером от постороннего шума.

Музейный кластер станет прямым продолжением пешеходного бульвара протянувшегося от станции метро «Ольховая». Попадая на озелененную платформу, человек получит доступ к открытым экспозициям, кинотеатру на свежем воздухе, смотровым точкам, спортивным и детским площадкам, зоне для мероприятий. При движении вдоль территории через витрины частично видны экспонаты. Даже обычная прогулка по парку начнет диалог людей с музеями, ненавязчиво пригласит их к посещению.

Четыре корпуса для музеев федерального статуса будут обладать узнаваемыми геометричными формами, но фасадные решения наглядно отражать содержание каждого из блоков. Например, основные композиционные приемы здания для ГМВЦ «Росизо» навеяны работами мастеров русского авангарда. Фасад здания для ГИМ – это аллюзия на идею наслоения исторических процессов. Внешний вид корпуса для размещения предметов искусства из Третьяковской галереи можно назвать «размышлением» на тему оформления самого музея в центре Москвы. Форма фасада корпуса, возводимого для фондов музея Великой Отечественной войны, основана на рисунке движения полотна знамени Победы на ветру.

Архитектура может и должна быть эффективным инструментом распространения внутреннего наполнения объекта за его границы. Именно концентрация внимания на человеке и его впечатлениях может позволить укрепить фундамент нового музейного мира, помочь ему не утратить востребованности.