Что делает проекты подлинно премиальными
Единственный дорогой дом, построенный в сомнительном окружении, сложно назвать таковымВ премиальном сегменте должны использоваться более консервативные технологии, которые можно безболезненно заменить или модернизировать в будущем
Привлекательные для жизни локации формируются комплексно, из микса премиум-проектов с домами бизнес- и даже комфорт-класса, что также подтягивает нужную инфраструктуру. Это важно для создания здоровой среды, где соседствуют люди разных доходов, интересов, социальных групп. Так формируется полноценный квартал, район, наконец – продвинутый современный город.
Здоровая смесь
Например, в благополучной датской столице жилье разных классов создает живые гармоничные и безопасные районы c развитым ритейлом и инфраструктурой. Это заметно, например, в Эрестаде, разработанном и построенном архитекторами с нуля. Здесь можно найти варианты жилья для любого кошелька. В районе живут и состоятельные семьи, и пенсионеры, и студенты, что оживляет его – здесь есть аудитория для актуальных магазинов, ресторанов, учебных и культурных центров.
Задача архитекторов и урбанистов при комплексном развитии – сделать территории удобными для жизни: обеспечить пешеходные связи, насытить общественными пространствами, продумать сценарии времяпрепровождения для всех групп жителей. Ничто так не оживляет район, как насыщенная жизнь улиц, а ее создает стрит-ритейл, когда первые этажи наполняются кофейнями, магазинчиками, гастрономическими лавками. Из пестрого соседства ревитализированных объектов и нового девелопмента развился буржуазный ныне берлинский Кройцберг, в котором появляются премиальные жилые объекты и куда притягиваются обеспеченные жители города.
Примеры районов, где можно встретить разные классы жилья (премиум- и бизнес-класса), которые гармонично вписываются в городскую среду, есть и в Москве. Например, район Чистые пруды – Китай-город. Инфраструктура в полной мере отвечает требованиям аудитории и развивается, в кафе, ресторанах, парках много людей.
Но некоторые девелоперы пока всячески отделяют покупателей премиального жилья от окружающих. Есть проекты элитной клубной квартальной застройки в Москве, когда вся инфраструктура на территории и у жителей практически нет необходимости пользоваться чем-то извне, что создает изолированность и замкнутость, которая сначала кажется преимуществом. Но со временем такая жизнь становится скучной.
Чем прагматичнее, тем дороже
В начале 2010-х большинство дорогих квартир передавались покупателям в состоянии shell & core. Но последние несколько лет растут запросы на отделку под ключ. Задача застройщика сейчас – предоставить выбор и чтобы опция отделки обязательно была. Потребительская рациональность и прагматизм в этом смысле проявляются все чаще.
Планировочные решения тоже становятся более взвешенными, рациональными и продуманными – мы видим это по тем проектам, с которыми работаем и которые будут построены в течение ближайших трех лет.
Уходят в прошлое огромные лобби-парадные, коридорная система и другие нефункциональные решения. Из мест общего пользования остаются только те площади, которые на самом деле востребованы: стойка консьержа, зона ожидания и общения в лобби. Большим спросом пользуются комнаты для хранения спортивного инвентаря. Банально, но во дворах популярны детские площадки – как ни странно, много где их ранее не было, хотя минимальное игровое пространство можно интегрировать даже в самый компактный двор.
Сама архитектура становится минималистичнее в отличие от того, что строили в нулевые. Честные, продуманные решения останутся актуальными и через 10, и через 20 лет. Проблемами в будущем обычно оборачивается «мегановаторство», так как технологии быстро устаревают. Поэтому в премиальном сегменте должны использоваться более консервативные технологии и разработки, которые можно безболезненно заменить или модернизировать в будущем.
Высотный квазипремиум
Москва уплотняется и растет вверх. В премиальном девелопменте наблюдается то же стремление строить жилье в формате небоскребов. Найдут ли в перспективе такие проекты достаточно спроса? Ведь для покупателей в элитном сегменте недвижимость – это в том числе долгосрочная инвестиция, актуальность которой должна сохраняться вне времени.
В Сингапуре район премиальных высоток вписывается в городскую канву и становится продолжением исторической части, а значительная его часть отдана паркам, бульварам – горожане совершают здесь спортивные пробежки ранним утром и поздним вечером, когда уйдет жара, гуляют в зеленых оазисах. Жильцам одной из самых престижных высоток, Wallich Residence, доступны не только приватные возможности комплекса (библиотека, бассейн, рестораны и видовая терраса), но и вся инфраструктура вокруг, от деловой до исторической и развлекательной. В Москве отсутствие видов, городской суеты, прогулочных зон, островков природы превратило плотную высотную застройку ММДЦ «Москва-сити» в каменные джунгли. А сам район слабо связан с городом и окружен клубком стоящих в пробках магистралей.
Дорогие апартаменты в небоскребах в ММДЦ – это больше кальки азиатских проектов, без учета особенностей нашей среды и городской жизни. Такой продукт подходит для узкой аудитории ценителей ритма жизни на высоте птичьего полета. Но для семей и тех, кому важно бывать на природе или погружаться в городскую суету, этот вариант не подходит.
Тем не менее там, где в Москве городских ограничений нет, девелоперы повышают этажность и пытаются аргументировать премиальность высотностью. Однако без должной урбанистической среды и окружения элитность только тает с повышением этажности. Так что пока высотное строительство в московских условиях все же исключительно желание девелоперов повысить рентабельность проекта и выжать максимум из маленького участка. О подлинной премиальности в данном случае сложно говорить.