Через здания – к знаниям

Как архитектура вузов и качество инфраструктуры кампусов помогает удержать таланты
Верно выбрать место для вуза и встроить его в систему городских связей, в том числе деловых – первоочередная задача

Ежегодно в мире появляются новые кампусы университетов, поражающие воображение. Те немногие вузы, что строят в России, с точки зрения архитектуры больше вызывают вопросы, а не восхищение. В то же время архитектура вузов, качество инфраструктуры и уровень оснащенности — факторы конкурентоспособности, влияющие на престиж образования и помогающие удержать таланты

Старые стены для новых умов

В России практически нет высших учебных учреждений с актуальной архитектурой и благоустройством территории. Относительно новые вузы, появившиеся в 1990-2000-е гг., чаще занимают уже существующие здания (бывшие НИИ, старые советские школы, дореволюционные доходные дома), которые приспосабливают под нужды учебного заведения.

Образовательный кластер МГУ – одного из ведущих вузов – устарел, требует концептуального обновления. Основные здания на Воробьевых горах построены в 1940-1950-е гг. или в 1970-х. Корпуса, возведенные за последние годы, известны скорее слабой архитектурой, получившей критику профессиональной общественности.

Сложно «заманить» перспективного абитуриента спортивной стипендией, если его ждут тренировки на полуразрушенном стадионе, или перспективного молодого ученого в университет, где отсутствуют современные лаборатории. Вузы конкурируют за бюджеты, которые будущие студенты (и их родители) инвестируют в образование. При прочих равных эти деньги уйдут туда, где комфортнее, современнее здания, интерьеры, территория, лучше материально-техническая база.

Архитектура против утечки мозгов

С середины 2021 и до начала 2022 г., работая над одним из проектов, мы изучали университетские кампусы, чтобы выделить характеристики, влияющие на комфорт студентов и преподавателей. У россиян, которые учатся за рубежом, спросили, что им нравится в учебе за границей и не нравилось на родине. Основную роль при выборе иностранных вузов сыграли качество образования, разнообразие специальностей и учебных программ, современность получаемого знания, среди решающих факторов – удобство и актуальность кампусов.

Студентка Politecnico di Milano в Италии говорит, что пространство ее университета комфортно. Организованы зоны для групповой, индивидуальной работы, для отдыха. Студент университета Торонто отмечает, что учебные корпуса удобно расположены, рядом с ними есть спортивный комплекс, зона фуд-кортов, ставшая главным местом взаимодействия. Учащийся KTH Royal Institute of Technology в Швеции выделяет практичные холлы в зданиях факультетов для совместной работы студентов.

Лаборатория Инженерной школы во Франции /oma.com

Пекарня, детсад и коворкинг

В Западной Европе и Северной Америке масса бизнес-школ и вузов, к проектированию которых привлекают звездных архитекторов – и тому есть рациональные причины. Качество визуальной среды и объемно-планировочных решений напрямую коррелируют с работой мозга, эмоциональным состоянием пользователей.

Независимые друг от друга научные исследования показали, что клетки в области гиппокампа мозга человека настроены на геометрию и расположение пространства вокруг. Однообразные, типовые фасады вызывают стресс у человека, а сложная фактура, наоборот, влияет положительно. Показателен эксперимент 2013 г., проведенный учеными из Исландии. Они создавали для испытуемых сцены городской жизни с помощью виртуальной реальности. Разнообразие визуального ряда вызывало больше положительных эмоций. Немецкие ученые, изучившие томографии сельских и городских жителей, обнаружили, что в стрессовых ситуациях большую стойкость проявляли селяне, живущие в тесном комьюнити, нежели разрозненные горожане.

Студенческий городок Венского экономического университета, построенный в 2013 г., проектировали звезды архитектуры, футуристичный библиотечно-учебный центр здесь – авторства бюро Захи Хадид. Корпуса энергоэффективны, в кампусе работают пекарня, кафе и рестораны, спортивные залы, книжные магазины и даже детский сад для детей студентов и преподавателей.

Выделяется и библиотека Свободного университета в Берлине по проекту бюро Foster + Partners, открытая в 2005 г. В центральном ядре здания расположен книжный фонд, и зоны для работы, расходящиеся от него подобно волнам. Библиотека облицована алюминиевыми и стеклянными панелями, которые учитывают движение солнца и не дают зданию перегреваться.

Совсем свежий пример 2021 г. – лаборатория Инженерной школы во Франции по проекту бюро OMA. Все здание объединено большим коридором – «главной улицей», которая структурирует пространство из разных функциональных зон: лабораторий, лекционных залов. Все зоны имеют открытую планировку. Эффект открытости поддерживает стеклянный потолок, пропускающий естественный свет. Рядом с центральным входом расположены амфитеатр и кафетерий, где созданы условия для взаимодействия студентов и преподавателей.

Рядом с Университетом Джосай в Тогане в 2016 г. построили общежитие, на первом этаже которого расположен Международный культурный центр. По задумке архитекторов Studio SUMO такое соседство позволит студентам, среди которых есть иностранцы, быстрее адаптироваться к новым для себя условиям. В здании работает библиотека, галерея, есть зал для мероприятий, и много мест для неформального общения. Особый колорит предает алюминиевая решетка на южном фасаде, отсылающая к традиционной японской архитектуре.

В 2020 г. Лозаннский университет получил новый корпус общежития, построенный по проекту бюро Dürig AG, Itten+Brechbühl AG. Круглое здание из модульных блоков чем-то напоминает Apple Campus 2 в Кремниевой долине. Во дворе – пространство для общения студентов, внутри – коворкинги, кафе, лектории. Неподалеку в Женеве в 2013 г. кампус местного университета расширился за счет нового общежития по проекту Frei Rezakhanlou Architects. Архитекторы не только создали жилье для 300 студентов, но и разработали важное место для времяпрепровождения, превратив здание в центр университетской жизни. В общежитии с большим атриумом расположены многоцелевой зал для мероприятий, музыкальный зал, игровая комната, кинозал, сауна, корты для сквоша, кафе, а также детский сад для детей преподавателей и студентов.

От агоры до коворкинга

Кампус XXI века – продукт эволюции учебных пространств. Обязательны взаимодействие с городом, гибкая структура и общественные зоны внутри. Учебные пространства эволюционировали сквозь века, но главным в организации пространства школы остается взаимодействие.

В древнегреческих Афинах место учебы было не важно — ученики слушали наставника и вели диалоги в классах, на агоре, в садах. В средние века центром просвещения стали монастыри, где хранились и переписывались знания о мире. Крупные монастыри, где и преподавались науки, ограждались от городов. В дальнейшем этот барьер разрушили: первые университеты открывались уже внутри городов.

Принципы построения пространств, побуждающих к коммуникации, впервые были использованы в офисах IT-компаний. Революционным стал офис компании Pixar, построенный в 2000 г. по инициативе Стива Джобса, который тогда был акционером компании: там создали условия для случайных взаимодействий сотрудников из разных отделов, считая, что спонтанные контакты повышают креативность и способствуют генерации инновационных идей. Центральным звеном системы стал атриум, где разместились кафе, кинозалы, переговорные и конференц-зал, игровые зоны. Похожие подходы используются в передовых университетских кампусах.

В зависимости от специализации образовательного учреждения меняется набор функциональных сценариев. Наш анализ показал, что среди обязательных зон должны быть учебные классы, лаборатории, библиотеки, столовые, открытые пространства для работы и отдыха, пешеходные маршруты между корпусами с островками для социализации – спортивными площадками, скамейками, лужайками. Обязательны коворкинги для совместной работы, презентаций, семинаров.

Студенческий хаб в Казахстане /IND architects

Со студенческой скамьи в стартаперы

Проектирование университетских кампусов – комплексная задача, это не только концепция здания, но и городское планирование. Верно выбрать место для вуза и встроить его в систему городских связей, в том числе деловых – первоочередная задача властей и инвесторов. Не обязательно размещать кампус в столице или городе-миллионнике, ценно соседство с офисами крупных корпораций, бизнес-кластерами.

Сотрудничество с бизнесом положительно скажется на студентах, которые только начиная учиться, приобретут практические навыки. Бизнес-инкубаторы и бизнес-акселераторы с вовлечением местных компаний, заинтересованные в сотрудниках и идеях, пока редкость для российских вузов, но уже появляются в соседних странах и уверен, вскоре такая практика придет и в Россию. Например, в Казахстане, в Нур-Султане по нашему проекту будет построен межвузовский кампус с инфраструктурой для студентов. Помимо жилья там будут детские сады и школы, поликлиника, музеи, концертные залы, спортивный блок и большая рекреационная территория. Главная идея проекта – создать разнообразные пространства для времяпрепровождения студентов вне занятий.

Рядом с кампусом появится бизнес-кластер с офисами и коворкингами. Там заработают филиалы компаний, которые подключатся к подготовке студентов, – будут проводить лекции, организовывать собственные курсы и воркшопы. Пространства бизнес-кластера станут местом для студенческих стартапов, знакомства с будущими работодателями, первым местом работы. Университетский кампус – важный городской объект, он будет связан с соседним жилым районом благодаря общественным пространствам, открытым для горожан, связующим элементом станет и сеть велодорожек по всему участку.

Сила кампуса

Фокус архитектуры на человеке и создание условий для комфортной работы и коммуникации – отчетливый тренд. Архитектура учебных заведений программирует взаимодействие, предлагая решения, объединяющие людей в пространстве для активации и синергии интеллектуальных и творческих потенциалов.

Лектории, лаборатории, площадки для стартапов, офисы и коворкинги, конференц-комнаты для встреч, питчей и лекций — атрибуты современного университета. Грамотно спроектированные вузовские кампусы и студенческие городки поднимают общий уровень образования — вдохновляют на общение и новые идеи и помогают в конкурентной борьбе вузов за молодые умы.

В России на федеральном уровне проблему качества инфраструктуры для высшего образования уже начали комплексно решать – за программу обновления вузов отвечает Минобрнауки, до 2030 г. в регионах страны с использованием механизма ГЧП планируют построить не менее 25 кампусов мирового уровня. В московском правительстве также уверены, что «облик зданий и территорий объектов образования имеет неоспоримое значение в процессе образования, что непосредственно влияет на качество образования, успеваемость, поведение и стремление учащихся к саморазвитию», а «территории объектов образования – это современные комфортные, безопасные, развивающиеся, креативные пространства», об этом, в частности, сказано в рекомендациях по формированию архитектурно-художественного облика зданий и ландшафтно-планировочной организации территорий объектов образования города Москвы, представленных Москомархитектурой в середине мая. Документ призван задать планку при проектировании, главные принципы – трансформируемость, насыщенность, комплексность и безопасность – соответствуют актуальной практике.