Реиндустриализация со вкусом
Как современная архитектура спасает имидж промышленностиФорсированное развитие современных производств в России становится стратегической задачей. Качественная архитектура может стать одним из драйверов для данной сферы
Промышленная архитектура более полутора веков была ключевым элементом формирования урбанистического ландшафта, но в последние десятилетия индустриальные объекты шаг за шагом вытесняются на окраины городов и за их пределы. Одновременно с этим образ производственного объекта все чаще стигматизируется в общественном сознании. И все же без промышленности качественное развитие экономики невозможно, а современная индустриальная архитектура вполне позволяет строить эстетичные, многофункциональные и безопасные здания такого рода.
Некоторым фабричным комплексам конца XIX и начала XX веков, расположенным в исторических районах, повезло привлечь к себе инвесторов – индустриальных романтиков, которые превращают их модные локации и точки сосредоточения креативной активности. Значимость таких кейсов для сохранения исторического наследия и его трансформации в экономический потенциал сложно переоценить. Но большинство промышленных объектов в крупных городах далеки от эстетических идеалов. Сравнивая модные лофт-офисы и студии с унылой промышленной застройкой, молодые люди с большим энтузиазмом смотрят в сторону компаний медиа-сектора, развлечений или мира финансов. А ведь вполне очевидно, что ни то, не другое не сможет функционировать без промышленной базы. В сложившихся обстоятельствах форсированное развитие современных производств в России и подготовки соответствующих кадров становится стратегической задачей. Качественная архитектура может стать одним из драйверов для данной сферы.
В XXI в. во многих странах для промзон начали разрабатывать девелоперские проекты совершенно нового визуального характера и функций. Их реализация на практике позволила доказать, что индустриальная архитектура способна быть чем-то гораздо большим, чем просто утилитарное пространство для человека и машин.
Административные корпуса новых промышленных предприятий все больше удивляют креативностью дизайнерской мысли. Чаще всего для них разрабатывается такой вариант проекта, когда внешний облик здания напрямую отражает тему и функциональную направленность той или иной компании. Вторым вариантом является действие «от обратного», когда архитектор намеренно создает абсолютно противоположную «содержанию» форму, не связанную с характером работы предприятия или бренда.
Одной из вех современном промышленном строительстве стало возведение в 2005 г. главного здания завода BMW в Лейпциге по проекту Захи Хадид.
Архитектор хотела через визуальные метафоры наглядно передать красоту технологических процессов, гармонию минималистичных форм и масштабности пространства. Оформление интерьера объекта в Лейпциге воплощает в себе максимальную эффективность и прозрачность современного технологического процесса. На каждом этапе передвижения будущих автомобилей из цеха в цех по линии протяженностью более 600 м они полностью открыты взглядам сотрудников предприятия и посетителей. Гости в кафетерии при фабрике могут наблюдать «плывущие» мимо детали будущих автомобилей. Идея иммерсионного восприятия и вовлеченности сейчас сверхпопулярна при проектировании выставочных пространств, но и в данном случае она работает не хуже. Завод был удостоен награды Industrial Excellence Award 2013 как лучшее европейское предприятие.
Пожалуй, наиболее характерным примером максимального отдаления эстетики от функционала стал проект ресурсного комплекса Amager Bakke в Копенгагене, созданный в бюро BIG. Там, где Заха Хадид когда-то лишь начинала переворот в индустриальной архитектуре, в BIG открыли совершенно новую ее главу. Комплекс в столице Дании является инновационным и мультифункциональным сразу на нескольких уровнях. С одной стороны это мусороперерабатывающее предприятие, с другой – электростанция, работающая на городских отходах. Современные технологии делают Amager Bakke одним из самых эффективных, безопасных и чистых объектов такого рода в мире. Но самое интересное заключается в том, что люди, живущие рядом с заводом, получают от него в дополнение зеленой тепловой энергии и электричеству невероятный туристическо-рекреационный функционал.
Название электростанции переводится на русский язык как «холм Амагер». Крыша комплекса образует извилистый скат, по которому проложены четыре горнолыжные трассы. Часть фасада стала самым большим в мире спортивным скалодромом высотой 86 м и шириной 10 м. Беговая дорожка и кафе в верхней части склона завершают концепцию формирования полноценного кластера для отдыха.
Не менее интересен и в чем-то сходный проект в другом датском городе, Роскилле. Проект голландского архитектора Эрика Ван Эгераата также предполагает совмещение нескольких важных функций. В их числе — безопасная переработка отходов, поступающих из разных провинций страны, производство электричества и зеленой тепловой энергии.
В данном случае крайне интересен необычный дизайн фасадов, состоящих из двух слоев. Внутренний слой выступает в качестве термического барьера из гофрированного металла и позволяет безопасно работать с внешним, который придает зданию облик, созвучный с современной жилой застройкой. По своей сути конструкция фасадов чем-то напоминает термос.
Облицовка выполнена из гладких алюминиевых плит оттенка умбры, в которых проделаны круглые отверстия, эффектно подверчивающиеся в темное время суток. Свет в данном случае стал важным элементом концепции, символизирующим производство энергии. Раз в 15 минут все фасады освещаются максимально ярко, затем постепенно угасают, напоминая пульсацию раскаленного в печи металла. Нестандартная для промышленных объемов высота здания делает его заметной архитектурной доминантой в городе. Впрочем, при взгляде на здание вряд ли у кого-то хоть на секунду возникнут ассоциации с трубами старых заводов, формирующими ландшафт многих городов в СНГ. Оба примера наглядно демонстрирует то, как функционально наполненная архитектура может сделать городскую среду лучше и эстетичнее.
Интересные проекты в данном контексте есть и по другую сторону Атлантики. Бюро Brooks + Scarpa Architects разработала для компании Metalsa SA, создающей автомобильные компоненты и шасси, проект нового производственного комплекса в Мексике. Сооружение расположено в исследовательском парке технических инноваций (PIIT) в Монтерее. Идея заключалась в том, чтобы сохранить целостность и функционал многоэтажного промышленного объекта, наделив его нестандартной футуристичной эстетикой. Пилообразная крыша повторяет геометрию старых заводов, окружающих гор и пейзажа. Наклонные элементы крыши обеспечивают обильное естественное освещение пространств внутри. Перфорированная металлическая обшивка покрываюет весь фасад и создает интересную игру света и тени. Снаружи кажется, что складская часть комплекса слегка парит над другой частью здания. Авторы проекта постарались максимально отойти от стереотипных представлений о том, как должен выглядеть производственный объект для тяжелого машиностроения.
В прошлом столетии в России появилось множество новых городов, индустриальных и научных центров. Новый век пока не может похвастаться подобными достижениями. Впрочем, в современной России также можно найти интересные примеры передовой промышленной архитектуры пусть и в штучном исполнении. Среди них – обновленный производственный комплекс Челябинского трубопрокатного завода. Объект под названием «Высота 239», известный необычным дизайном цехов белой металлургии, 11 лет назад выиграл премию Best Building Awards и был назван «Лучшим домом года». Внутри посетителя ждут настоящий японский сад, лавровая аллея, столовая со стенами из высокопрочного стекла в форме гигантской трубной заготовки. Также здесь функционирует учебный центр с современными высокотехнологичными лабораториями.
В современном мире наиболее грязные производственные процессы выполняют машины. Управлять гигантским по площади производством могут сравнительно небольшое количество высококвалифицированного персонала, например программисты, задающие необходимые алгоритмы для промышленных линий. Требования у таких работников к архитектурному пространству практически те же, что и у персонала ведущих IT-компаний. Ведь не случайно архитектура и дизайн рабочей среды, предлагаемые работодателем, являются одним из инструментов HR для поиска лучших сотрудников.
В данном контексте определенный оптимизм внушает и проект развития «Иннополиса» в Республике Татарстан. Территории вокруг него постепенно обрастают современными производствами, образовательными комплексами, многослойной инфраструктурой в качественном архитектурном обрамлении, формируя новый имидж промышленности.