Спецпроект

Дорожное строительство: опережая пробки

Ежегодно в Москве строится около 100 км дорог
Улучшение транспортной доступности напрямую влияет на привлекательность жизни в столичных районах /Андрей Гордеев / Ведомости

Москва во многом является законодательницей дорожно-транспортной моды в России. Ежегодно в столице строится около 100 км дорог, используются последние разработки. Эксперты считают, что это помогло городу поехать быстрее, и даже москвичи уже готовы с этим согласиться.

Согласно стратегии «Агрессивное развитие инфраструктуры» до 2030 г., которую в начале 2021-го вице-премьер РФ Марат Хуснуллин представил в правительстве, в масштабах страны планируется автоматизировать дорожное пространство, тиражировать практики создания транспортных пересадочных узлов, оптимизировать маршрутную сеть, решить проблему с парковками, интегрировать дороги в единую сеть с метро и железнодорожными линиями, создавать инфраструктуру для электрического транспорта, отдавать приоритет экологичным видам транспорта. Комплекс дорожно-транспортных решений, реализованных в Москве в последнюю десятилетку, уже соответствует этим трендам, рассказали опрошенные «Ведомостями» эксперты.

Новая карта

В Москве реализована одна из самых мощных в Европе дорожных программ за все годы после Второй мировой войны, считает декан факультета городского и регионального развития Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. «Если посмотреть на карту Москвы образца 2011 г. и сравнить с 2021 г., то это другая автомобильная реальность. Перестроены все старомодные развязки на МКАД, вылетные магистрали стали действительно вылетными. И московское дорожное строительство всегда хорошего качества», – сказал собеседник «Ведомости. Недвижимость».

Деньги на дорогу

За период 2015‒2020 гг. по госпрограмме «Развитие транспортной системы», подпрограмме «Автомобильные дороги и улично-дорожная сеть» Департаментом строительства города Москвы освоено 706,5 млрд руб. Объем бюджетных ассигнований на 2021 г. составляет 176,9 млрд руб.

По данным с сайта столичного стройкомплекса, с 2011 г. в Москве построено 1058 км дорог, 310 мостов, тоннелей и эстакад, а также 269 переходов. В частности, в 2020 г. в столице возведено 124,5 км дорог, 23 моста, тоннеля и эстакады, 22 пешеходных перехода. В 2021 г. в городе в соответствии с адресной инвестиционной программой Департаментом строительства Москвы запланировано строительство 57,7 км дорог, 16 искусственных сооружений и 14 пешеходных переходов, рассказывал журналистам руководитель департамента строительства Рафик Загрутдинов. «Среди них наиболее значимые объекты – мост через реку Сходню как часть реконструкции Волоколамского шоссе на участке от МКАД до этой реки, а также участок Юго-Восточной хорды от Рязанского проспекта до ТТК», – цитирует Загрутдинова агентство городских новостей «Москва».

Сейчас реализуется масса знаковых проектов, которые меняют стиль жизни не только Москвы, но и области, – от хорд до МЦК и МЦД, считает генеральный директор Рейтингового агентства строительного комплекса Николай Алексеенко. По его словам, по темпам строительства инфраструктуры, созданию нового транспортного каркаса и формированию агломерационных связей Москва является одним из лидеров в Европе. Это правильная стратегия, поскольку автомобилизация и увеличение плотности застройки идут в России еще большими темпами, считает Алексеенко.

«Проделана колоссальная работа. С каждым годом мы с вами видим, как преображается город, увеличивается количество дорог» (из интервью агентству городских новостей «Москва»).

Рафик Загрутдинов
руководитель Департамента строительства города Москвы

Геометрия хорд

Исторически дорожная сеть столицы формировалась через кольцевые связи. Однако сейчас в Москве создается транспортный каркас из соединенных между собой четырех хорд, который снимает с них нагрузку. Это Северо-Западная хорда (движение открыто в 2019 г.), Южная рокада (выйдет на МКАД по улице Верхние Поля в 2023 г.), Северо-Восточная хорда (срок реализации всего проекта – II полугодие 2022 г.) и Юго-Восточная хорда (завершение строительства в IV квартале 2023 г.).

В геометрии хорда – отрезок прямой, соединяющий две точки кривой, а в Москве такие магистрали связывают между собой районы и отводят транспорт от центра. Подобная система организации движения на 20% более эффективна, чем замкнутая кольцевая, поэтому хордами планируется заменить Четвертое транспортное кольцо, отмечают в столичном стройкомплексе.

«По законам геометрии хорды, безусловно, сокращают перепробег автомобилей, можно быстрее перемещаться между соседними районами без выезда на МКАД. Кроме того, такие магистрали помогают уменьшить поток в центре за счет обособления транзитного транспорта за пределами Москвы», – говорит эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук.

Московские хорды

Строительство хорд – ключевой проект развития улично-дорожной сети Москвы внутри МКАД. Южная рокада – трасса длиной 40 км (с учетом развязок и дублеров – 65 км) от развязки Рублевского шоссе с МКАД до улицы Верхние Поля в Капотне. Обеспечивает связь по диагонали между западной, южной и юго-восточной частями города. Северо-Западная хорда (83 км) связала четыре округа столицы: Западный, Северо-Западный, Северный и Северо-Восточный. Она проходит от Сколковского до Ярославского шоссе. Юго-Восточная хорда (96 км) свяжет четыре округа Москвы (более 6 млн человек) и крупные магистрали: шоссе Энтузиастов, ТТК, Рязанский и Волгоградский проспекты, ул. Подольских Курсантов, Липецкая, Симферопольское шоссе и магистраль «Солнцево – Бутово –  Варшавское шоссе». Северо-Восточная хорда (120 км) соединит между собой крупные магистрали: трассу М-11 «Москва – Санкт-Петербург», восточный и северный участки МКАД, шоссе Энтузиастов, Измайловское, Щелковское, Открытое, Ярославское, Алтуфьевское и Дмитровское шоссе, а также строящуюся скоростную автомобильную дорогу М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань». По словам руководителя Департамента строительства Москвы Рафика Загрутдинова, «это будет, наверное, самая крупная городская магистраль с большим количеством искусственных сооружений. Полностью завершить объект планируется к концу 2022 г. Его будем запускать участками» (цитата по агентству городских новостей «Москва»).

В 2023 г. будут построены все участки всех хорд внутри города, в дальнейшем планируется продлевать эти магистрали, соединять их с федеральными и городскими трассами, сообщал в интервью телеканалу ТВЦ мэр Москвы Сергей Собянин.

Мобильность в приоритете

За десять лет средняя скорость движения по московским дорогам выросла на 10 км/ч, до 55 км/ч, сообщал в начале марта Сергей Собянин на заседании президиума правительства Москвы. В частности, дорога от МКАД до центра столицы сейчас в среднем занимает 55 минут, тогда как десять лет назад она составляла 67 минут. Доля перегруженных участков на магистральной сети за 10 лет сократилась на 18%, среднее время поездки уменьшилось на 9 минут, уточняется на сайте столичного стройкомплекса. Эффект синергии дает интеграция нового дорожного каркаса Москвы с метрополитеном, железнодорожными линиями и транспортно-пересадочными узлами в единую транспортную сеть.

Для комфортного перемещения по городу важно не только построить метро и дороги, реконструировать железные дороги, но и увязать все это воедино, что позволит пассажирам совершать пересадку с максимальным комфортом, не теряя времени,  вне зависимости от погодных условий, считает Загрутдинов. Для этого в Москве до 2024 г. планируется построить 40 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), из которых 35 – на пересечении с радиальными линиями метро, рассказывал он агентству городских новостей «Москва».

«Многое сейчас завязывается на транспортно-пересадочные узлы, которые аккумулируют гигантские потоки людей, тем самым давая толчок для развития прилегающих территорий: они застраиваются, вовлекаются в оборот, формируются новые бизнесы и места притяжения», – считает Алексеенко.

Интеграция дорожного каркаса Москвы с метрополитеном, железнодорожными линиями и ТПУ в единую транспортную сеть сделает перемещение по городу более комфортным /stroi.mos.ru

Приезжай и живи

Дорожное строительство и сопутствующая ему транспортная доступность напрямую влияют на привлекательность жизни в столичных районах. «Например, от Троицка до ТТК сейчас можно доехать примерно за 40 минут. При поиске жилья потенциальные покупатели учитывают фактор транспортной доступности, поэтому новостройки в Новой Москве стали в последние пять лет популярны: для пассажиров открылись новые станции метро, а для автомобилистов реконструировали дороги. Яркий показатель – стоимость арендного жилья в Новой Москве, которая фактически сравнялась со ставками на жилье в других районах города, прилегающих к МКАД», – сообщил совладелец группы «Родина» (девелопер культурно-образовательного кластера Russian Design District) Владимир Щекин.

В 2021 г. за счет дорожного строительства могут выиграть столичные районы, прилегающие к Юго-Восточной хорде, полагает управляющий партнер «Метриума» Надежда Коркка. Среди них Северное Бутово, Царицыно, Люблино, Нижегородский, Печатники, Текстильщики, Перово, перечисляет эксперт. Кроме того, по её словам, перспективны районы вокруг новой магистрали от ТТК до Бесединской развязки на МКАД: Братеево, Марьино, Южнопортовый. «Также стоит отметить реконструкцию Верейской улицы, которая проходит в двух районах ЗАО (Очаково-Матвеевское и Можайский) и соединяет Аминьевское шоссе и Рябиновую улицу. Магистраль пролегает через подлежащие реорганизации промзоны, на месте которых будут возведены как жилые кварталы, так и объекты общественно-делового назначения», – говорит Коркка.