Каждый третий корпус московских новостроек заполнен квартирами с отделкой
Доля недвижимости, которая сдается полностью готовой для проживания, продолжает разрастаться по инерцииВ настоящее время это 339 корпуса (годом ранее 272) – примерно треть всего предложения. Еще без малого сотня корпусов либо содержит варианты с готовой отделкой, либо предполагает возможность заказать её в индивидуальном порядке. Указанная опция развивается преимущественно в масс-маркете. По данным экспертного отдела премии Urban Awards, она заявлена более чем в половине всех корпусов комфорт-класса. В других сегментах – намного меньше.
За год доля корпусов, полностью укомплектованных лотами с отделкой, выросла в Москве с 27,3% до 33,9%. Этот пул распределен по рынку следующим образом: 265 корпусов относятся к новостройкам комфорт-класса (половина того, что есть в экспозиции), еще 31 – бизнес-класса (он беднее остальных по предложению с отделкой. В премиальных комплексах насчитывается 32 корпуса, 14 из которых относятся к высокобюджетным проектам Lucky (Vesper, в Пресненском районе) и Victory Park Residences от ANT Development в Дорогомилове. Примечательно, что в элитном сегменте почти соблюдается общерыночная норма – 11 из 36. Вся эта масса корпусов включает 111 200 квартир и апартаментов (5,2 млн кв. м), из которых 21 900 единиц представлены сейчас на витрине.
В 72 корпусах выставлено смешанное предложение (3700 юнитов): помимо лотов с чистовой отделкой в них можно купить жилье в формате white box или вообще без отделки. В наибольшей степени эта гибридная модель распространена среди новостроек классов бизнес (34 корпуса) и комфорт (28 корпусов). В элитном и премиальном сегментах ее применение ограничено несколькими корпусами. В 23 корпусах отделка отсутствует, но может быть выполнена застройщиком за дополнительную плату. Таким образом, в той или иной форме предложение с отделкой охватывает около 60% экспозиции массового жилья, 20% – в бизнес-классе, 40% – в премиуме и более 40% элитных новостроек.
Географическое распределение объектов с отделкой отражает их классовую структуру. Самая высокая пропорция прослеживается в локациях, которые традиционно специализируются на массовом жилье: ЮВАО (55%), СВАО (55%), ВАО (53%), Новая Москва и Зеленоград (49%). Среди юго-восточных районов по концентрации предложения особенно выделяются Нижегородский (10 корпусов полностью с отделанными квартирами), Текстильщики и Некрасовка (по 9 корпусов с полным комплектом). На северо-западе базируется всего 20 корпусов из выборки (плюс 6 с гибридным предложением). Больше половины из них (12) сосредоточены в районе Щукино. Кроме того, скопления новостроек с полностью отделанными квартирами обнаружены на западной и северной окраинах Москвы – в районах Очаково-Матвеевское (17 корпусов) и Западное Дегунино (12 корпусов).
«Дальнейшие перспективы недвижимости с отделкой в условиях масштабного (хотя и еще не слишком острого) экономического кризиса и намечающегося дефицита – одна из самых обсуждаемых тем в профессиональном сообществе. Если западные поставщики отделочных материалов окончательно решат свернуть деятельность в России, элитные и премиальные проекты могут отказаться от этой опции. В сегменте высокобюджетного жилья последняя носит подчеркнуто брендовый характер. Бренд можно заменить только сопоставимым по масштабу и узнаваемости брендом. В этом смысле у европейских и американских производителей нет ни аналогов, ни конкурентов. Что касается комфорт-класса и отчасти недорогого бизнес-класса, то здесь все будет зависеть от сохранения щадящих ипотечных ставок. Если этот сценарий сработает, застройщики продолжат наращивать предложение с отделкой. На самом деле, в этом продукте заинтересованы обе стороны. Для покупателей это удобный вариант, позволяющий получить качественный, пусть и стандартизированный дизайн по умеренной цене с гарантией. А для представителей индустрии – ликвидный актив, подтвердивший свою востребованность», – комментирует Ольга Хасанова, генеральный директор оргкомитета премии Urban Awards.
В сложившихся условиях больше выиграют те девелоперы, которые предоставят клиентам удобный инструмент в мобильном приложении по выбору квартир или апартаментов с отделкой, уверены в компании «Домиленд». Комплекс таких цифровых инструментов позволяет застройщикам удерживать фокус покупателей жилья только на своих объектах, повышать лояльность к бренду. Клиенты, в свою очередь, с помощью динамической фильтрации для глубокого поиска тратят меньше времени на выбор релевантного предложения, получая на выходе действительно то, что необходимо. Таким образом, существенно снижается нагрузка на офис продаж, сокращается время принятия решения и, как следствие, срок оформления сделки в целом.
3 июня будут названы победители 14-й федеральной премии Urban Awards (торжественная церемония пройдет 3 июня в концертном зале Red Arena на Красной Поляне). Организаторы обещают, что гости вечера попадут в настоящее Зазеркалье с ошеломляющими декорациями, красочным световым шоу, – и конечно, фотосессию на красной ковровой дорожке.