Склад за дверью магазина

Как подходы к хранению товаров меняются под влиянием электронной торговли
Развитие онлайн-ритейла сильно влияет на складской ландшафт: «последняя миля», городская логистика, экспресс-доставка – восходящие тренды рынка /Евгений Разумный / Ведомости

За этот год склады в среднем подорожают на 7%, подсчитывают брокеры. Девелоперы уточняют: новые контракты на следующий год заключаются с 25–30%-ной премией к текущему. Само понятие «склад» меняется под влиянием бурного развития электронной торговли и логистики.

Хранить дорого

По прогнозу консультантов из «большой пятерки», итоговый рост цен на рынке складской недвижимости в 2021 г. составит 7%, в следующем – 14%. Девелоперы говорят, что это средняя температура по больнице. Например, Raven Russia, в начале этого года заявлявшая средневзвешенные ставки в 4200 руб. (здесь и далее – за 1 кв. м в год без коммунальных платежей и НДС), уже в октябре заключала договоры на оставшиеся блоки по 5250 руб., рассказал Вячеслав Холопов, директор по аренде и маркетингу компании. Андрей Постников, генеральный директор «Ориентира», отметил, что в спекулятивных складах ставки с конца прошлого года к октябрю 2021 г. подросли с 3900 до 4500 руб., но их у компании немного, в основном она занимается build-to-suite (строительство под заказ) и сейчас преимущественно для e-commerce (электронная торговля).

Опрошенные «Ведомостями» эксперты ожидают, что склады как минимум еще 1,5–2 года продолжат дорожать, хотя и не так значительно, как в этом году. До стабилизации ставок пока далеко, объясняет Холопов, причин этому несколько: «Недостаток свободных площадей на фоне резкого роста спроса (преимущественно со стороны онлайн-торговли), удорожание себестоимости строительства (как минимум на 25% за истекшие месяцы), недостаток рабочей силы».

По данным Cushman & Wakefield, в III квартале вакантными оставались менее 2% складских площадей, аналитики CBRE говорят о 0,5%. За три квартала было построено всего 740 000 кв. м в Московском регионе (данные Cushman & Wakefield), в то время как потенциальный неудовлетворенный спрос только на склады внутри МКАД оценивается в 2 млн кв. м, заявила директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольга Широкова на XVII ежегодной складской конференции «Складываем новую реальность». Общий объем заявленных проектов на ближайшие три года – более 6 млн кв. м, подсчитали в Knight Frank.

Быть ближе

Развитие онлайн-ритейла сильно влияет на складской ландшафт: «последняя миля», городская логистика, экспресс-доставка – восходящие тренды рынка, усиленные пандемией, ship from store (доставка из магазина) уже стала нормой. Ритейлеры в последнее время не только масштабируют, но и ускоряют перемещение товаров, используя как собственные логистические службы, так и сторонние. «Это и «Яндекс», и любые другие сервисы, которые позволяют доставить товар клиенту быстро. Даже у Ozon появилась экспресс-кнопочка в приложении», – говорит Дмитрий Тютликов, директор по логистике Inventive Retail Group (магазины re:Store (формат Apple Premium Reseller), Samsung, Xiaomi, Huawei, Lego, Nike, Street Beat, The North Face и UNOde50). Его компания почти в каждом торговом центре арендует не один, а несколько магазинов, что позволяет оптимизировать затраты на доставку туда товаров. Е-commerce, по словам Тютликова, научил ритейлеров работать в формате дарксторов: «Теперь мы свободно можем одним курьером забирать посылки со всех магазинов». «Вследствие пандемии многие компании оценили важность логистической функции. Кто-то быстро вырастил собственную службу, кто-то выбрал реализацию на аутсорсе, – отмечает Карина Широян, директор по развитию бизнеса «Яндекс.Маршрутизации». – Большой клиентский сегмент сейчас – это e-commerce, в том числе «Яндекс.Маркет», e-groсery компании, FMCG-производители, которым важно отслеживать время приезда машин для пополнения стоков, а также курьерские и почтовые службы».

«Сейчас каждый магазин торговой сети, по сути, превратился в склад, откуда потребителю могут отправить любой заказанный через интернет товар», – говорит Николай Воинов, генеральный директор DPD в России. В 2020 г. компания перевезла более 50 млн посылок, ее бизнес вырос в 2 раза. «Могли бы вырасти гораздо больше», но в какой-то момент из-за ограниченной складской инфраструктуры, рабочей силы и т. п. рост приостановился, рассказал Воинов на конференции «Торговля на дистанции: новые тренды e-commerce и логистики», организованной отделом конференций газеты «Ведомости». «Например, мы столкнулись с проблемой, как при имеющейся складской инфраструктуре сортировать на автоматической линии крупные посылки. Сейчас думаем, как менять топологию склада, подходы к автоматизации, упаковке товаров», – отметил Воинов. К середине 2022 г. для компании будет построен новый терминал (30 000 кв. м) в индустриальном парке «Южные врата». Там установят сортировочную автоматическую линию, которая сможет направлять посылки сразу на загрузку, без складирования на паллеты, что ускорит процесс доставки.

«Рынок доставки на «последней миле» стремительно развивается: покупатели хотят быстро получать товары как от крупных известных сетей, так и из маленького инста-магазина. Однако пока только 23% российских интернет-магазинов предоставляют услуги экспресс-доставки (по данным Data Insight) – это означает, что у сегмента есть значительный потенциал роста. Тренд 2022 г. – ускорение междугородной логистики. Например, «Яндекс.Доставка» совместно с S7 Logistics запустили пилотный проект авиа- и курьерской доставки товаров из Москвы в Новосибирск за 1–2 дня».

Антон Уваров
директор по продукту «Яндекс.Доставки»

Логисты в первой половине 2021 г. арендовали 137 000 кв. м складов, говорят аналитики Knight Frank, на 1-м месте с 734 000 кв. м – онлайн-ритейлеры, на них пришлось 56% всех сделок. «Мы наблюдаем видимое сокращение со стороны других типов арендаторов, e-commerce на подъеме», – отметила Широкова.

Трансформация коробки

По информации Антона Алябьева, руководителя отдела индустриальной и складской недвижимости CBRE, если несколько лет назад общий объем складских мощностей у игроков онлайн-ритейла не превышал 200 000 кв. м, то к концу 2021 г. площадь введенных фулмилмент-центров достигнет 1,9 млн кв. м. «Фулфилмент-центр внутри ничего общего с обычным складом не имеет, – объясняет Постников. – Его ассортимент для маркетплейсов измеряется миллионами уникальных позиций, недостижимым для складов количеством выполняемых заказов (сотни тысяч в сутки), большим количеством сотрудников, работающих над их комплектацией». По его словам, «стандартный» фулфилмент-центр – это объект площадью 150 000 кв. м стоимостью 9–9,5 млрд руб. (с учетом земли и инфраструктуры) с высокой степенью автоматизации. Менее чем год назад стоимость таких объектов равнялась 7 млрд руб.

«Меняется не только рынок складской недвижимости, появляются новые IT-решения, отрасль логистики привлекает инвесторов, которые раньше никогда на нее не смотрели», – отмечает Алябьев. «Сейчас e-commerce – самый главный игрок на рынке индустриальной недвижимости, – вторит коллегам Александр Гутекулов, руководитель департамента коммерческого девелопмента ГК «Михайловский девелопмент». – Поэтому наша компания, разрабатывая концепцию нового продукта, в первую очередь задумалась о том, чего этот игрок ждет от девелопера не только сейчас, но и в перспективе». «Михайловский девелопмент» планирует построить семь «парков» (в общей сложности примерно 2,5 млн кв. м), в каждом из которых спекулятивной будет только первая очередь. Она будет состоять из big boxes – быстровозводимых зданий индустриального типа, от складов до магазинов формата cash & carry. Дальнейшее строительство после сдачи первых big boxes девелопер готов вести уже под заказ. В идеале, мечтает Гутекулов, эти «парки» должны превратиться в некие бизнес-города, такие как «Яндекс.Виладж» или «Алибаба-виладж», которые полностью покроют потребности e-commerce, начиная с распределительных центров и фулфилмент-комплексов до шоурумов, производственных помещений, лабораторий, гостиницы, аутлета, торгового центра, рекреационной зоны. Поэтому для каждой площадки в портфеле компании предусматриваются разнообразные виды разрешенного использования. Первый индустриально-логистический кластер компания создаст в зоне аэропорта «Шереметьево» уже в следующем году. Антон Комаров, директор департамента логистической недвижимости Accent Capital, отметил, что в борьбе девелоперов за деньги инвесторов победит тот, кто сможет соблюсти обещанную доходность.

Посмотреть все