Спецпроект

«В любом девелоперском проекте должен быть баланс рабочих мест, жилья, инфраструктуры»

Владимир Киреенко, CEO Comcity, о том, как строить для новых поколений и почему девелопер должен опережать свое время

Международный инвестор и девелопер PPF Real Estate Russia планирует построить один из самых больших в Европе офисных парков. Но для эффективной работы ему необходима дополнительная инфраструктура и жилье, уверен Владимир Киреенко, CEO Comcity, флагманского проекта PPF Real Estate Russia.

– Ровно год назад рынок всколыхнуло постановление правительства Москвы о повышении платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков. Однако при всей строгости оно сохранило льготы, если девелоперы в проектах предусмотрят рабочие места. Для развивающихся проектов на корректировку концепций было дано несколько месяцев. Вы успели?

– Нам и не нужно было ничего корректировать. Еще 10 лет назад, когда проект только начинался, команда PPF Real Estate Russia уже ставила во главу угла баланс составляющих, а ведь как раз необходимостью сбалансировать развитие рынка недвижимости и было вызвано это постановление. Изначально ядром проекта стали офисы класса А, на них приходятся 70% площадей. Несколько лет мы создаем новые рабочие места. Сейчас в Comcity работают 11 000 человек, во второй очереди будет еще 6000 рабочих мест. И это все стало возможно благодаря поддержке правительства Москвы и департамента развития новых территорий. В первой очереди 185 000 кв. м, в данный момент мы завершаем вторую фазу проекта (252 000 кв. м, из которых 93 000 кв. м – офисы) и уже задумываемся над третьей, в основе которой тоже будут офисы. Наша команда продолжает работу по созданию одного из самых больших в Европе бизнес-парков: более 0,5 млн кв. м офисов плюс жилье и гостиница, это еще 159 000 кв. м недвижимости.

– Офисы всегда были «белой костью» на рынке коммерческой недвижимости. Хотя с пандемией ситуация несколько изменилась, вы по-прежнему в них верите?

– Да, и нашу веру подкрепляет тот факт, что у компании уже есть договоры с будущими арендаторами второй очереди, несмотря на то что мы сдаем ее только во II квартале 2022 г.

Для некоторых клиентов мы начали делать планировки под заказ и приступаем к отделке. Конечно, за время пандемии и перехода части сотрудников на удаленную работу компании несколько скорректировали планы, но на наполняемости Comcity это не отразилось. Первая фаза у нас полностью сдана c 2018 г.

– Вы делаете офисы build-to-suit, под потребности конкретного заказчика?

– Это уже сложившаяся практика на рынке. Наша команда готова предложить различные форматы передачи офисных помещений – от гибкого офиса до целого здания. Эту возможность мы реализуем в третьей фазе.

– А как вы относитесь к этой модной тенденции – гибким офисам? С учетом того, что вы сам работаете в кабинете.

– Мой кабинет – самый настоящий гибкий офис (смеется). 99% времени он открыт, сюда может прийти любой сотрудник. Здесь мы проводим переговоры, общаемся с партнерами, принимаем командные решения. Я считаю, что любой офисный формат имеет право на существование, если работа в нем эффективна. У нас некоторые на шезлонге у пруда работают. Конечно, когда погода позволяет.

Владимир Киреенко

CEO Comcity
Родился в 1970 году в городе Речица.
1992 г.
окончил Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина по специальности «инженер-геолог»
Более 20 лет занимает руководящие позиции в крупных девелоперских и строительных компаниях, таких как «Главмосстрой», «ТПС», «РТМ девелопмент», «Сити XXI век», «В2В девелопмент» и др. Эксперт рынка жилой и коммерческой недвижимости.
С 2016 г. по настоящее время
CEO проекта комплексного развития территории Comcity в компании PPF Real Estate Russia, входящей в международный холдинг PPF Real Estate Holding B.V.
Обладатель награды «Менеджер года – 2015» от Achievements Forum Британского института директоров за создание проектов тематических жилых кварталов с комфортной средой проживания.

– Вы можете подробнее рассказать о второй фазе проекта?

– Помимо двух офисных зданий в ней будет 4-звездочный отель (Novotel), ЖК бизнес-класса homecity и, разумеется, детский сад, школа, велосипедные дорожки, парковки для электромобилей – словом, все то, что создает комфортную среду. В нашем жилом комплексе смогут жить сотрудники офисного парка – немногим москвичам удается похвастаться, что им до работы 3 минуты пешком. Так что мы не только идем в ногу с самыми последними веяниями времени и программами московского правительства, которое говорит о создании города, где все необходимое будет в 15-минутной доступности, но даже немного опережаем их.

Многие помещения во второй очереди офисного парка уже сданы. Сейчас к аренде предлагается примерно 45 000 кв. м. Мы высоко ценим интерес арендаторов к нашему проекту, к нам обращаются компании с горизонтом планирования на несколько лет вперед. И они часто спрашивают, будет ли PPF Real Estate Russia строить еще жилье, помимо homecity, который уже на две трети распродан? Как я уже сказал, у нас 17 000 сотрудников в бизнес-парке, а в жилом комплексе только 1500 квартир. Нам хотелось бы для сбалансированности проекта добавить в третью фазу жилья, чтобы это позволило нашим новым арендаторам жить и работать в одном месте.

– Тем более, что спрос на московские жилые метры бьет рекорды, как отмечает Росреестр. Вы наблюдаете эти рекорды в своем проекте?

– Да, продажи в homecity идут с опережением графика на 30%, цена квадратного метра поднялась на 60% со старта продаж. Спрос таков, что у нас нет необходимости его как-то дополнительно стимулировать – рассрочками, субсидированной ипотекой, хотя все эти инструменты у нас есть, и мы можем предложить их нашим клиентам. Если, например, в будущем году возникнет потребность в специальных программах с банками (субсидирование застройщиком), будут заявки на льготную ипотеку (военную или семейную), мы готовы с ними работать.

– Почему, на ваш взгляд, ваш проект так востребован, несмотря на то что он находится отнюдь не в центре Москвы?

– ЖК homecity соответствует самым строгим требованиям бизнес-класса, и это редкая для московского рынка среднеэтажная застройка. Главное для покупателей в этом сегменте – качество, и мы его предлагаем. Плюс близость к месту работы, безопасность, удобство, комфорт, развитая инфраструктура. У нас рядом – благоустроенный Говоровский парк и Тропаревский лес, это огромная территория, десятки гектаров. Кстати, наши сотрудники иногда ходят туда гулять в обеденный перерыв.

Повторюсь, спрос на жилье в этом проекте высокий, и дополнительные жилые объекты были бы так же востребованы. Общая площадь нашего проекта – более 0,6 млн кв. м, он действительно большой. Можно сказать, целый микрорайон, который должен быть максимально сбалансирован с точки зрения различных функций.

– То, что вы предусмотрели такое развитие уже в начале проекта, несомненное преимущество. Что еще вы заложили в проект, чтобы он развивался комплексно?

– Девелопер должен всегда опережать время. Он обязан быть на несколько шагов (лет) впереди своих будущих клиентов – резидентов как жилых комплексов, так и офисов. Сейчас, например, мы уже должны планировать, что будем предлагать нынешним школьникам, когда они вырастут.

– Мне кажется, новые поколения – как инопланетяне. Как сейчас для них что-то предусмотреть?

– Нам в этом помогает цифровизация – изучать потребителя позволяют большие данные. Сейчас наша команда развивает персонализацию услуг, думает о сегментации недвижимости. Например, при проектировании тех же парковок для электромобилей или велодорожек мы подсчитывали, в каком объеме они нужны, исходя из потребностей жильцов комплекса. Кроме того, мы активно используем цифровые сервисы. Я не буду перечислять все приложения, которые работают для наших резидентов – их много. И число их, думаю, будет расти, по мере того как растет наш проект.

– ESG-повестка – это модный и горячо обсуждаемый тренд. Действительно ли сейчас взаимоотношения на рынке недвижимости перестраиваются в соответствии с ESG-принципами или это просто красивые слова?

PPF Real Estate Russia

Компания входит в PPF Real Estate Holding, который в свою очередь является частью международной Группы PPF. Будучи девелопером, инвестором и профессиональным консультантом в области недвижимости, холдинг управляет портфелем объектов недвижимости Группы PPF. Территорией присутствия –рынки России, Чешской Республики, Великобритании, Нидерландов, Германии и ряда других европейских стран.
PPF Real Estate Holding в настоящее время обеспечивает комплексное обслуживание около 30 проектов, в управлении активы на сумму более 2 млрд евро. Кроме PPF Real Estate Russia в холдинг входит PPF Real Estate, которая работает в странах ЕС. Во всех регионах присутствия компания относится к крупнейшим в своей отрасли.
В числе арендаторов офисов в Comcity – «Ростелеком», «Группа компаний Систематика», Tele2, Oracl, Orion, Coca-Cola HBC в России, компания 3М и др.

– Я не готов говорить за всех игроков рынка. Думаю, что для некоторых это действительно красивые слова или маркетинговый инструмент, чтобы продавать больше квартир. PPF Real Estate – международная компания, и ESG – базовое требование, которому мы следуем на глобальном уровне. К слову, почти 10 лет назад мы начинали строить Comcity по стандарту LEED Gold. Это не то же самое, что построить здание и уже потом проходить сертификацию. Это значит, что весь процесс реализации проекта экологичен: от закупки материалов до утилизации строительных отходов. Во второй фазе у нас тоже все сертифицировано: у homecity золотой сертификат GREEN ZOOM, а вторая очередь Comcity получает BREEAM Excellent. Я уверен, что именно такой подход привел к тому, что наши проекты так востребованы на рынке и выигрывают практически все экологические награды.

Место размещения проектной декларации — сайт наш.дом.рф. 

Наименование застройщика — ООО Специализированный застройщик «Дельта Ком»