Офисы избавляются от гамаков, подушек и спален

Компании больше не готовы отдавать драгоценные метры под места для отдыха
Вряд ли компания, которая до пандемии арендовала 10 000 кв. м и в коронакризис уплотнилась до 5000 кв. м, под рекреацию снова отдаст 30%

До пандемии в корпоративных кулуарах иногда заходили разговоры о том, нужно ли разрешать сотрудникам спать на работе. Эта обычная для стран Латинской Америки, Китая и Японии  практика  уже давно доказала свою эффективность: люди, делающие перерыв на сон, успевают на треть больше, чем их неспящие коллеги. До пандемии некоторые российские работодатели начали перенимать этот опыт, устраивая в офисах специальные капсулы для дневного сна. Но ситуация меняется. 

Квартирный вопрос мешает работе

К началу 2021 г., по оценкам ВЦИОМ, удалённо начали работать 24% жителей Москвы и Петербурга. Почти половина (51% респондентов), по словам аналитиков Kelly Services, убеждены, что работа из дома хорошо повлияла на их эмоциональное состояние, и только 23% снова хотят работать в офисе или коворкингах. Однако, когда мне говорят, что никто в России больше не будет работать в офисах, я с удивлением оглядываюсь. Где эти «никто»? Во-первых, хороших, интересных позиций не стало больше ни в одном из сегментов, кроме разве что строительного и складского. Более того, каждый третий опрошенный SuperJob респондент заявил, что боится даже перехода на четырехдневную рабочую неделю, поскольку в российских реалиях это неизбежно повлечет сокращение зарплат. А одна западная и известная своими либеральными взглядами компания на днях заявила, что те, кто отказывается вакцинироваться (даже при наличии противопоказаний) могут уже писать заявление об увольнении. В этих условиях, что бы ни говорили соискатели о желаемых условиях труда, им все же придется адаптироваться под текущий рынок.

Во-вторых, не стоит забывать о том, что условия для эффективной работы из дома есть далеко не у всех. Квартирный вопрос окончательно испортил не только москвичей, но и тех, кто перешел на «удаленку»: когда у вас на 40 кв. м вся семья в сборе, выполнять что-то сложнее спам-рассылки практически невозможно. Но даже если и возможно, то уже сейчас психологи говорят о всемирном «синдроме удаленного выгорания»: работая удаленно, большинство работников устаёт и демотивируется в разы быстрее, чем в офисе. Что неудивительно: сотруднику кажется, что теперь он работает круглосуточно, а офисное рабство постучалось к нему в спальню, захватило кухню и машет несданным отчетом из душевой лейки.

Сценарий эффективной удаленной работы возможен, к сожалению, лишь для небольшой части российских работников. Остальные же в итоге разделились на три лагеря: первые мечтают сбежать со своих сорока метров в офисы, но боятся заболеть/не хотят прививаться и т.д. Вторые не боятся заболеть или уже привились, не привязаны к семье или не имеют семьи, и хотят командной оффлайн-работы, офисной социализации. Третьи действительно хотят остаться дома, и работать без преувеличения в любых условиях, лишь бы спать на три часа подольше, не ехать в переполненном метро или по пробкам, не тратиться на обеды и офисный дресс-код.  

Бой подушкам

С сентября сотрудники Apple – компании, которая исторически была одним из самых серьезных противников «удаленки» и фриланса, но которая скрепя сердце была вынуждена изменить принципам из-за пандемии – должны снова работать в офисе три раза в неделю. Хотят этого далеко не все: по данным внутреннего опроса Apple, около 36,7% респондентов (из 1735 человек) беспокоятся о том, что им придется уйти из компании из-за отсутствия гибкого графика работы. Сотрудники ссылаются на другие глобальные бизнесы: так, полностью удаленно разрешает работать, например, Facebook. В Appleже и полтора года спустя пандемии убеждены, что на «удаленке» теряется не столько производительность, сколько «искра» и причастность к ДНК бренда. Именно поэтому компания, которая уж точно могла бы позволить работать своим разработчикам из дома, возвращает их в офисы.

Другие IT-гиганты не только возвращают сотрудников в офисы, но и отказываются от годами пестуемой философии «офиса-дома»: избавляются от террас, столовых, лишних кофе-пойнтов и соковых станций, гамаков, лаундж-зон, баров и спален. До карантина, напомним, офисы таких компаний зачастую на треть состояли из всех этих «плюшек».

Те же компании, которые имели так называемые капсулы для сна и даже пространства с десятками таких капсул, тоже от них отказываются. Происходит это из-за сокращения офисных площадей, из-за того, что сейчас практически совсем нет дальних командировок (соответственно, отпадает массовая нужда в восстановлении после джетлагов), а также потому, что у компаний стало просто меньше денег. Или не меньше, но они смотрят теперь на них по-другому, и платить за тихий час не хотят. 

Новая нормальность для офисов 

В общем, новые офисы превращаются в «нормальные» рабочие пространства. Уставший и обедневший (или пересмотревший свои расходы) работодатель больше не хочет наблюдать, как за его деньги спят, едят, делают массаж и вообще «расслабляются». Впрочем, работники тоже все чаще действуют «по расчету» – и лучшей офисной «плюшкой» считают не капсулу для сна или теннисный стол в зоне отдыха, а прибавку к зарплате. 

Современные офисы возвращаются к утилитарности. Да, они по-прежнему более гибкие. В них меньше закрепленных мест, больше пространств для совещаний и переговоров, акустических кабин; они более технологичны – забронировать теперь можно не только переговорку, но и кофейную станцию. Но мы, как строители, все реже встречаем в запросах для новых проектов пуфики, капсулы сна и большие пространства для отдыха. Повторюсь, что это связано еще и с сокращением площадей – невозможно представить, чтобы компания, арендовавшая до пандемии 10 000 кв. м, и в коронакризис уплотнившаяся до 5000 кв. м, под отдых и рекреацию снова отдала бы 30%.

Ситуация со спальнями-капсулами-диванами была красива на бумаге, но «забыли про овраги». До пандемии отдельные игроки любили «блеснуть жемчугами» – мол, вот у нас есть все и немного больше, даже спальня. Но «новая нормальность» охладила этот пыл. Во всяком случае, таковы реалии сегодняшнего дня. Возможно, с восстановлением мировой экономики, рынков все снова изменится. Но пока и работодатели, и работники, похоже, выспались так, что хотят вернуться в обычную офисную среду.