Офисные технологии и санкции

Как будет развиваться сегмент «умных» офисов в России
Большинство решений для умного офиса реализованы на базе российского программного обеспечения, но требуют импортного железа

Образ современного офиса значительно изменился за последние 5 лет. Ключевым драйвером трансформации стали интегрируемые в интерьер IT-системы, это подтверждается изменением структуры бюджета усредненного fit-out проекта. С 2017 г. расходы на слаботочные системы, автоматизацию инженерии, мультимедиа и т. д. в бюджетах проектов по оснащению офисов выросли с 4% до 15% в сегменте крупных проектов и с 10% до 30% в случае с компактными интерьерами. В денежном эквиваленте стоимость «умного офиса» добавляет от 20 000 до 35 000 руб. за кв. м к стоимости отделки. Востребованность решений «умного офиса» объясняется планами перехода компаний на гибридный формат работы, о чем свидетельствует, например, исследование Аналитического центра НАФИ. В нем сообщается, что в 2022 г. 86% компаний предоставят сотрудникам возможность сочетать удаленную работу и работу из офиса. В то же время использование систем видеосвязи в деловых коммуникациях окончательно стало нормой для корпоративной жизни.

Программы наши, железо — импортное

«Умный офис» сегодня – это программное обеспечение, с помощью которого пользователи бронируют рабочие места и помещения, управляют освещением, кондиционированием, инфраструктурой для видеопереговоров; а также оборудование для автоматизации инженерных и солнцезащитных систем, систем контроля доступа в офис, хранения личных вещей с интеграцией технологии распознавания лиц.

Специфика создания такого офиса в текущих условиях состоит в том, что большинство присутствующих на рынке решений реализованы на базе российского программного обеспечения, но требуют импортного «железа». Затруднения в большинстве случаев связаны с ростом цен и перебоями в поставках ряда комплектующих и элементов программного обеспечения.

Основными поставщиками комплектующих являются КНР (25%), США (15%), Германия (10%), Испания (10%), Япония (8%), Франция (7%). Доля российских поставщиков – около 25%. Как правило, чем сложнее проект, тем больше доля оборудования, произведенного за рубежом.

Программное обеспечение – ключевой элемент «умной» инфраструктуры, на базе которого выстраивается взаимодействие сотрудников с офисной экосистемой: бронирование рабочих мест, управление инфраструктурой переговорных, приглашения гостей, заявки в сервисные службы и заказы в кафе.

В данной категории используются преимущественно российские разработки, которые по ряду критериев превосходят иностранные аналоги. Специфика создания подобных программно-аппаратных комплексов предполагает наличие компетенций не только в разработке софта, но и глубокого понимания принципов работы инженерных систем, мультимедиа и корпоративных требований к безопасности. Традиционные разработчики программных продуктов такими навыками не обладают, поэтому направление «умных офисов», как правило, развивается силами локальных игроков, выходцев из строительного сектора, обладающих соответствующим опытом.

Исключения в контексте использования иностранного софта в российских проектах касались систем бронирования переговорных Crestron, Extron, Evoko, CUE, которые поставлялись с их оборудованием. Эти компании уходят из России, но их могут заменить качественные российские разработки, например, решения от INEX Digital или «Навигатор», которые уже сейчас занимают существенные доли рынка.

Мультимедийным оборудованием для переговорных, по нашим данным, оснащается более 90% новых офисных интерьеров. Основные составляющие этого сегмента умной инфраструктуры – программное обеспечение и аппаратный комплекс. В данный момент большая часть систем видеоконференцсвязи (ВКС) построена на базе программных решений Zoom и Microsoft Teams. Небольшая доля рынка занята российскими TrueConf, IVA MCU и др., которые постепенно масштабируют бизнес за счет привлечения новых клиентов. Техническая часть, в свою очередь, делится на оборудование для видеоконференций (которое в основном представлено западными брендами Logitech и Poly) и мультимедийное коммерческое оборудование. Заменой западному оборудованию для ВКС могут выступить проверенные китайские производители, например, Yealink, тогда как найти альтернативу профессиональным мультимедийным панелям от ведущих международных брендов будет сложнее.

Наиболее проблемным для поиска аналогов разделом станет оборудование для управления инженерными системами. Это каркас умной инфраструктуры офиса, с помощью которого производится настройка работы систем под пользовательские алгоритмы: например, программируется включение освещения и розеток при бронировании рабочего места или задаются настройки систем переговорных для различных сценариев использования помещения – сеанса видеосвязи или проведения офлайн-презентации.

Основные поставщики комплектующих систем управления светом и климатом – немецкие, французские и испанские компании. Это сложное и специфичное оборудование, найти замену данным производителям будет крайне непросто, особенно в свете жестких требований, предъявляемых к его стабильной работе и надежности.

Приемлемой заменой могут стать разработки компаний из Китая и Турции, но для формирования надежного пула поставщиков потребуется время на адаптацию программной части и тестирование конкретных образцов оборудования.

Лицом к лицу

Одна из наиболее динамично развивающихся составляющих «умного офиса», обеспечивающая комфортный способ коммуникации пользователей с офисной экосистемой – технология распознавания лиц. Она интегрирована в систему контроля доступа, которая определяет своих/чужих для бесконтактного входа; в систему видеоаналитики, которая фиксирует перемещения пользователей и гостей внутри объекта; а также в систему хранения личных вещей.

Программное обеспечение здесь на 100% представлено российскими разработчиками (RecFaces, Tevian, NtechLab, VisionLabs и др.). Такое положение дел создает дополнительное пространство для маневра, так как позволяет разработчикам настраивать софт на использование оборудования от различных производителей из КНР.

Этапы адаптации

Несмотря на значительную зависимость от зарубежных комплектующих, у технологии «умного офиса» хорошие перспективы для развития даже в ближайшем будущем. Мы видим возможность адаптации к новым условиям в несколько этапов:

  • Для текущих проектов возможно упрощение концепций и точечная отмена функционала в связи с невозможностью произвести закупку согласно проекту в полном объеме.

  • Для новых проектов, реализуемых в ближайшее время, будут предложены решения, учитывающие доступный на текущий момент ассортимент. Это приведет к увеличению сроков и обойдется заказчикам дороже, так как часть оборудования выросла в цене, а для ряда комплектующих потребуется подбирать новых поставщиков. В перспективе года это может привести к удорожанию проектов по оснащению офисов «умными системами» на 10-20%.

Однако в итоге мы ожидаем, что поставщики адаптируются к новым условиям игры, а компании смогут предложить клиенту оптимальный пул инженерных и IT-решений. Данный процесс, по нашим прогнозам, займет от 6 до 12 месяцев. Не последнюю роль в этом сыграет наличие оригинального российского софта, позволяющего интегрировать в систему любое оборудование.