Точка зрения
Что мешает реализации комплексных инфраструктурных проектов в России
Есть риск, что распоряжение об обязательном применении BIM-технологий при проектировании объектов транспортной инфраструктуры будет исполняться формально
Точка зрения
Что мешает реализации комплексных инфраструктурных проектов в России
Есть риск, что распоряжение об обязательном применении BIM-технологий при проектировании объектов транспортной инфраструктуры будет исполняться формально
Валерий Гайдуков
Директор по управлению проектами Градостроительного института пространственного моделирования городов «Гипрогорпроект»
Валерий Гайдуков
Директор по управлению проектами Градостроительного института пространственного моделирования городов «Гипрогорпроект»
Министерство транспорта России с 1 января 2021 г. ввело обязательное использование современных технологий информационного моделирования в новых транспортных проектах (распоряжение АК-177-p от 17 сентября 2020 г.), но на практике реализовать весь потенциал этих технологий пока нельзя.

Ценность инструментов информационного моделирования в том, что при проектировании и строительстве новых объектов учитывается существующая инфраструктура и застройка. Но эту ценность нельзя раскрыть из-за отсутствия нормативов и координации в транспортной сфере. Без BIM-технологий сложно увязать, например, строительство нового транспортно-пересадочного узла и торгового комплекса рядом с ним или возведение аэропорта и гостиницы, а также транспортные объекты друг с другом.

С точки зрения проектировщиков, чтобы технологии информационного моделирования заработали, необходимо решить две проблемы внутри транспортной сферы. Первая, на мой взгляд, наиважнейшая, связана с отсутствием в подзаконных Градостроительному кодексу документах и практике применения понятия соответствия объекта проектной документации, а также критериев для сверки плана и факта.

Проектная документация на строительство линейного объекта (линии электропередачи, трубопровода, автодороги, железнодорожной линии и т. п.) фактически представляет собой минимальный набор документов, необходимый для получения разрешения на строительство. Требования к соответствию геометрических параметров объекта, а тем более его местоположения в пространстве проектным решениям в нормативной базе отсутствуют и на практике не соблюдаются. То есть в проекте участок железнодорожного пути, здание аэропорта, мост или транспортная развязка могут быть с одними параметрами, а построить их могут с другими, заниженными по сравнению с проектом характеристиками.

Вторая сложность, техническая, связана с отсутствием на территории страны единого координатно-временного пространства (ЕКВП). Без ЕКВП можно создавать транспортные модели только для объектов, не выходящих за границы одной административной единицы (городского округа, сельского поселения, области, края и т. д.). Кроме того, даже если участок дороги планируется запроектировать только в пределах одной области, при разработке его модели невозможно учесть пересечения с ЛЭП, магистральными газопроводами и другими объектами транспортной инфраструктуры.

Министерство транспорта России с 1 января 2021 г. ввело обязательное использование современных технологий информационного моделирования в новых транспортных проектах (распоряжение АК-177-p от 17 сентября 2020 г.), но на практике реализовать весь потенциал этих технологий пока нельзя.

Ценность инструментов информационного моделирования в том, что при проектировании и строительстве новых объектов учитывается существующая инфраструктура и застройка. Но эту ценность нельзя раскрыть из-за отсутствия нормативов и координации в транспортной сфере. Без BIM-технологий сложно увязать, например, строительство нового транспортно-пересадочного узла и торгового комплекса рядом с ним или возведение аэропорта и гостиницы, а также транспортные объекты друг с другом.

С точки зрения проектировщиков, чтобы технологии информационного моделирования заработали, необходимо решить две проблемы внутри транспортной сферы. Первая, на мой взгляд, наиважнейшая, связана с отсутствием в подзаконных Градостроительному кодексу документах и практике применения понятия соответствия объекта проектной документации, а также критериев для сверки плана и факта.

Проектная документация на строительство линейного объекта (линии электропередачи, трубопровода, автодороги, железнодорожной линии и т. п.) фактически представляет собой минимальный набор документов, необходимый для получения разрешения на строительство. Требования к соответствию геометрических параметров объекта, а тем более его местоположения в пространстве проектным решениям в нормативной базе отсутствуют и на практике не соблюдаются. То есть в проекте участок железнодорожного пути, здание аэропорта, мост или транспортная развязка могут быть с одними параметрами, а построить их могут с другими, заниженными по сравнению с проектом характеристиками.

Вторая сложность, техническая, связана с отсутствием на территории страны единого координатно-временного пространства (ЕКВП). Без ЕКВП можно создавать транспортные модели только для объектов, не выходящих за границы одной административной единицы (городского округа, сельского поселения, области, края и т. д.). Кроме того, даже если участок дороги планируется запроектировать только в пределах одной области, при разработке его модели невозможно учесть пересечения с ЛЭП, магистральными газопроводами и другими объектами транспортной инфраструктуры.
«В проекте участок железнодорожного пути, мост или транспортная развязка могут быть с одними параметрами, а построить их могут с другими, заниженными по сравнению с проектом характеристиками»
«В проекте участок железнодорожного пути, мост или транспортная развязка могут быть с одними параметрами, а построить их могут с другими, заниженными по сравнению с проектом характеристиками»
Сейчас мы стартуем с низких позиций – с применением информационного моделирования в России проектируется пока не более 10% транспортной инфраструктуры (в основном отдельно стоящие здания). Из числа запроектированных с использованием BIM-технологий объектов строятся не более 10%, а из построенных эксплуатируется не более 1%. С помощью инструментов информационного моделирования производился капремонт участков федеральной трассы М-7 «Волга». Технология цифровых двойников применялась при строительстве Крымского моста.

В декабре 2020 г. мэрия Москвы анонсировала завершение проекта по информационному моделированию участка метро Троицкой линии. Пилот позволил отработать механизм решения сложных задач, сопряженных с увязкой проектируемых решений с существующими инженерными сетями. Но ни этот, ни другие проекты пока не дали полного ответа на вопрос, как технология будет применяться на линейных объектах большой протяженности – например, на тех же железнодорожных магистралях между соседними регионами.

У BIM в сфере транспорта очень хорошие перспективы – технологии позволяют строить любые объекты быстрее и дешевле. В 2020 г. в мире было реализовано несколько комплексных проектов информационного моделирования инфраструктуры. В числе ярких примеров – проект расширения скоростной железной дороги в Бергене (Норвегия). ITwin и лучшие BIM-практики помогли 18 компаниям из пяти разных стран скоординировать процесс, сократив затраты и ошибки при строительстве на 25%. Развитию направления информационного моделирования линейных объектов наряду с совершенствованием программного обеспечения и ростом квалификации специалистов способствует распространение технологии лазерного сканирования и фотограмметрии территорий будущих застроек. Эти технологии позволяют быстро собирать данные об участках проектирования и формировать пространственную цифровую основу модели. Оперативный сбор этих данных упрощает разработку цифровых двойников больших территорий: городов, областей, округов.

Несмотря на осознание участниками рынка всех плюсов BIM, на внедрение этой технологии в России, на мой взгляд, понадобится больше времени, чем ожидают в министерствах. В сегодняшних реалиях существует риск, что распоряжение об обязательном применении BIM-технологий при проектировании объектов транспортной инфраструктуры начиная с 1 января 2021 г. будет исполняться формально. Поэтому сейчас так важно поддержать данное распоряжение сопутствующими нормативно-правовыми документами, которые разрешат проблемные вопросы (включая и балансовый учет информационных моделей).

По нашим оценкам, основные пробелы в нормативной базе должны быть заполнены в течение ближайших двух лет. На 2022 г. намечен выпуск ключевых нормативных документов, регламентирующих сферу информационного моделирования линейных объектов. Сейчас в проекте два ГОСТа Р (10.5.01, 10.5.02), которые будут описывать информационное моделирование автодорожного хозяйства и железнодорожного транспорта. Вышедший в конце 2020 г. классификатор строительной информации учитывает нужды инфраструктурного проектирования.

Дополнительным стимулом для развития рынка информационного моделирования в сфере транспорта может послужить предоставление налоговых преференций тем организациям, которые применяют эти технологии при строительстве и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры. Организация такого рода господдержки, в свою очередь, подразумевает наличие системы индикаторов для оценки и контроля факта использования BIM-решений.

Сейчас мы стартуем с низких позиций – с применением информационного моделирования в России проектируется пока не более 10% транспортной инфраструктуры (в основном отдельно стоящие здания). Из числа запроектированных с использованием BIM-технологий объектов строятся не более 10%, а из построенных эксплуатируется не более 1%. С помощью инструментов информационного моделирования производился капремонт участков федеральной трассы М-7 «Волга». Технология цифровых двойников применялась при строительстве Крымского моста.

В декабре 2020 г. мэрия Москвы анонсировала завершение проекта по информационному моделированию участка метро Троицкой линии. Пилот позволил отработать механизм решения сложных задач, сопряженных с увязкой проектируемых решений с существующими инженерными сетями. Но ни этот, ни другие проекты пока не дали полного ответа на вопрос, как технология будет применяться на линейных объектах большой протяженности – например, на тех же железнодорожных магистралях между соседними регионами.

У BIM в сфере транспорта очень хорошие перспективы – технологии позволяют строить любые объекты быстрее и дешевле. В 2020 г. в мире было реализовано несколько комплексных проектов информационного моделирования инфраструктуры. В числе ярких примеров – проект расширения скоростной железной дороги в Бергене (Норвегия). ITwin и лучшие BIM-практики помогли 18 компаниям из пяти разных стран скоординировать процесс, сократив затраты и ошибки при строительстве на 25%. Развитию направления информационного моделирования линейных объектов наряду с совершенствованием программного обеспечения и ростом квалификации специалистов способствует распространение технологии лазерного сканирования и фотограмметрии территорий будущих застроек. Эти технологии позволяют быстро собирать данные об участках проектирования и формировать пространственную цифровую основу модели. Оперативный сбор этих данных упрощает разработку цифровых двойников больших территорий: городов, областей, округов.

Несмотря на осознание участниками рынка всех плюсов BIM, на внедрение этой технологии в России, на мой взгляд, понадобится больше времени, чем ожидают в министерствах. В сегодняшних реалиях существует риск, что распоряжение об обязательном применении BIM-технологий при проектировании объектов транспортной инфраструктуры начиная с 1 января 2021 г. будет исполняться формально. Поэтому сейчас так важно поддержать данное распоряжение сопутствующими нормативно-правовыми документами, которые разрешат проблемные вопросы (включая и балансовый учет информационных моделей).

По нашим оценкам, основные пробелы в нормативной базе должны быть заполнены в течение ближайших двух лет. На 2022 г. намечен выпуск ключевых нормативных документов, регламентирующих сферу информационного моделирования линейных объектов. Сейчас в проекте два ГОСТа Р (10.5.01, 10.5.02), которые будут описывать информационное моделирование автодорожного хозяйства и железнодорожного транспорта. Вышедший в конце 2020 г. классификатор строительной информации учитывает нужды инфраструктурного проектирования.

Дополнительным стимулом для развития рынка информационного моделирования в сфере транспорта может послужить предоставление налоговых преференций тем организациям, которые применяют эти технологии при строительстве и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры. Организация такого рода господдержки, в свою очередь, подразумевает наличие системы индикаторов для оценки и контроля факта использования BIM-решений.
Другие материалы
Другие материалы
Показать еще