Покупателей на гостиничные активы мало. Усенко говорит, что в обширной базе данных о продажах коммерческой недвижимости глобального исследовательского агентства Real Capital Analytics за 2020 г. в России зарегистрировано всего шесть сделок с ними. В большинстве случаев это купля-продажа земельного участка, когда приобретается не денежный поток от работающего отеля, а морально и физически устаревшее здание под снос с последующим строительством МФК. Так проданы, например, Primorskaya Hotel и Adler Hotel в Сочи, Kempinski Grand Hotel в Геленджике. Ни одна из этих сделок не может считаться инвестиционной продажей гостиницы
или быть связанной прямо или косвенно с экономическими условиями 2020 г., подчеркивает Усенко.
По оценкам JLL, общая сумма сделок на гостинично-санаторном рынке России в
2020 г. составила около 17,6 млрд руб. (в 2019 г. – 14,3 млрд руб.). Снижение стоимости заемного финансирования привело к росту инвестиций. В JLL отмечают несколько портфельных сделок в гостиничном сегменте, а поскольку их в принципе немного, любая влияет на общую статистику. Основные сделки проходили в Сочи, как одном
из самых популярных направлений для отдыха, рассказывает Татьяна Белова, руководитель подразделения индустрии гостеприимства отдела стратегического консалтинга CBRE, но сделок с брендированными отелями не было, добавляет она.
Большинство инвесторов заинтересовано в приобретении гостиниц высокого сегмента, говорит Виктория Петрова, замдиректора департамента финансовых рынков и инвестиций Knight Frank. Но есть нюансы: если объект находится под управлением известной сети, условия договора могут быть достаточно жесткими (например, предусмотрены отчисления доли прибыли, что делает бизнес менее доходным),
а заключается договор на срок от 20 лет.
В числе резонансных сделок – продажа ВЭБ.РФ через торги бывшего олимпийского объекта в Сочи – апарт-отеля «Русские сезоны» на 200 номеров за 1,7 млрд руб. Отель был в залоге в ВЭБ.РФ под выданный кредит на его строительство. С третьей попытки
в январе 2021 г. «Газпром» продал гостиничный комплекс «Пик отель» в Красной Поляне (93 номера, продать пытались с 2017 г.) за 1,131 млрд руб., сообщил «Интерфакс».
В ноябре прошлого года сообщалось о покупке на торгах Александром Клячиным (владельцем «Метрополя», сети отелей Azimut и компании KR Properties) компании «РЖД-здоровье», которой принадлежат 19 санаториев в разных регионах, включая Московскую область и Краснодарский край. Сумма сделки – 6,67 млрд руб. Представитель Клячина рассказал, что «бизнесмен решил принять участие в торгах, поскольку это хороший портфель активов с широкой географией, а сегодня большой спрос на отдых внутри страны». «Гледен инвест» (компания Клячина, занимается инвестициями в сфере гостиничной недвижимости, в том числе инвестирует
в загородные отели и объекты санаторного типа) давно развивает санаторно-курортный сегмент в ряде регионов, например в Сочи, Нальчике, Воронеже, Подмосковье. Существующий профиль активов «РЖД-здоровья» будет сохранен, поскольку компания заинтересована развивать санаторно-курортный сегмент рынка. «Ничего неординарного в случае сделки с РЖД не произошло, компания увидела интересный для инвестиций профильный объект и приобрела его на приемлемых
для бизнеса условиях», – сообщил представитель компании.
На 31 марта назначен аукцион (повторный) по продаже территории недостроенного гостиничного комплекса «Стивилон» в центре Геленджика, его минимальная цена – 850 млн руб. (в общей сложности 16 га в аренде до 2052 г., 17 недостроенных коттеджей, по информации Русского аукционного дома (РАД). «Площадь земельного массива под застройку – 11 га, что дает возможность возвести дополнительную гостиничную инфраструктуру, создав таким образом современный многофункциональный курортный комплекс. Учитывая выросший спрос на внутренний туризм, для инвестора это может стать выгодным вложением средств», – считает Евгения Кудина, директор Южного филиала РАДа. «Де-факто это коттеджный поселок, но все серьезные интересанты предполагают его использовать именно как гостиничный комплекс», – комментируют в РАДе.
Фролова считает, что именно сейчас хорошее время для проектов на инвестиционной стадии, объясняя это тем, что возобновления турпотока можно ожидать к летнему сезону 2023 г. А этот срок соответствует инвестиционному циклу проекта. «Начатые сейчас проекты будут сданы в эксплуатацию к моменту, когда рынок уже восстановится», – говорится и в распространенном компанией пресс-релизе.
По мнению Ухановой, прошлый год стал лишь катализатором для развития новых тенденций, в том числе по диверсификации гостиничных портфелей «за счет включения помимо городских отелей, ориентированных на деловой спрос, курортных объектов, которые сейчас востребованы из-за роста внутреннего туризма».