Законодатели предлагают заменить штраф за некачественные коммунальные услуги скидкой для потребителя

Осталось уточнить, как определить, что услуга некачественная

Госдумой принят законопроект об изменении порядка платы за коммунальные услуги, предоставленные с нарушением установленных требований. Изменения предлагаются в ч. 4 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, где сказано, что лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф. Вместо этого такому потребителю могут снизить размер будущего платежа за ЖКУ на соответствующую сумму.

Причин несколько: процедура выплаты сложна, административные расходы, связанные с необходимостью уплаты подоходного налога с суммы штрафа, могут превышать ее величину (единичные штрафы сами по себе небольшие, несколько рублей, сумма рассчитывается в процентах от начисленного платежа). Законодатель предлагает перейти к перерасчету, который будет делаться в пользу будущих платежей, – потребитель получит в следующей квитанции скидку на сумму штрафа.

Вот несколько примеров:

– За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи холодной или горячей воды размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15%. 

– За каждые 3°C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды – на 0,1%. 

– В дни, когда состав и свойства холодной или горячей воды не соответствуют требованиям СанПиН, плата за нее не взимается. В этом случае сумма штрафа может равняться сумме платежа, но превышать ее не может.

Также законопроектом предлагается разграничить зоны ответственности: ресурсоснабжающие организации теперь отвечают за качество услуг до «точки входа» в многоквартирный дом. Дальше за бесперебойную подачу воды, тепла, электричества отвечает уже управляющая организация, и, если нарушение произошло на стороне последней, именно она будет обязана компенсировать ресурсоснабжающей организации понесенные убытки. 

Как понять, что услуги некачественные

Критерии качества и регламенты предоставления услуг уже зафиксированы в постановлении правительства РФ № 354. Например, допустимое отключение холодной воды – не более 8 часов (суммарно) в течение месяца. Состав и свойства воды должны соответствовать СанПиН, не допускается отклонение давления в системе водоснабжения. Температура воздуха в квартирах не должна опускаться ниже значений, установленных законодательством: не ниже +18 °C (в угловых комнатах +20 °C), ночью может быть на 3 градуса холоднее, чем днем, и т. д.

Но до сих пор не понятно, как установить тот факт, что предоставленные коммунальные услуги ненадлежащего качества. И к сожалению, законодатель никак эту процедуру не облегчил. 

Очевидно, что стоять у крана с секундомером или термометром – сомнительная идея. К тому же зафиксировать нарушение должны документально в аварийно-диспетчерской службе. Житель может только «предположить», что нарушение произошло, но зафиксировать факт и затем провести экспертизу должен сотрудник управляющей организации.

В п. п. 105–106 ПП РФ № 354 отмечено, что житель дома должен заявить о некачественно предоставленной коммунальной услуге в аварийно-диспетчерскую службу – написать заявление или позвонить, его обращение зарегистрируют и согласуют проведение проверки (не позднее чем через 2 часа после получения жалобы). Но зачастую люди заняты, или не знают, куда обращаться с подобными проблемами, или просто бездействуют в надежде, что «само пройдет». 

Проверка качества коммунальной услуги зависит от того, на что пожаловался потребитель: это может быть забор образца воды для экспертизы, измерение температуры воды или воздуха в квартире. Приходится постараться, чтобы зафиксировать и подтвердить факт некачественной услуги. Времени и терпения на это хватает не всем. 

По нашему опыту, наличие у управляющей организации собственного мобильного приложения помогает упростить этот путь для пользователя: все данные заявителя уже хранятся в системе, потребитель может отслеживать статус своего обращения, согласовать время приезда специалиста. В свою очередь, у диспетчеров снижается нагрузка по количеству телефонных звонков – почти половина обращений проходит онлайн и автоматически направляется исполнителю.

Но пока далеко не у каждой управляющей организации есть цифровые сервисы. Изменения, которые напрямую вводят ответственность управляющей организации за некачественную услугу, могут подтолкнуть ее менее охотно реагировать на жалобы, спускать заявления на тормозах, чтобы не платить штрафы ресурсоснабжающим организациям. 

В идеальном мире, если случилось так, что человек обнаружил, что из крана еле течет ржавая вода, решаться проблема должна с минимальным его участием в этом процессе. Счетчик в его квартире не сочтет такую услугу оказанной. Вообще, давление в системе водоснабжения или температуру воды УК должны фиксировать еще на входе в дом и сами направлять претензию в РСО. Но умных систем пока единицы, их устанавливают наиболее продвинутые в технологиях девелоперы и только в новостройках. Процесс перехода на умные счетчики может занять от двух до 10 лет, до этого момента нужно регулировать качество поставляемых услуг законодательно. 

С развитием цифровых сервисов процедура определения качества коммунальных услуг становится проще. Потребитель отправляет заявку онлайн, ей присваивается номер, по которому можно отследить путь обращения и исполнителей. УК самостоятельно проводит экспертизу, определяет причину нарушения и отправляет заявителю уведомления о ходе и результатах проверки. А в конце месяца просто приходит квитанция, где уже учтена скидка.