Пандемия почти не изменит офисы
Российсикие работодатели считают, что сотрудники «без присмотра» становятся менее эффективнымиЕще в августе аналитики Colliers International сообщали, что многие крупные арендаторы офисов задумались об отказе как минимум от 25–30% площадей.
Тренд влиял на ставки аренды и уровень вакантных площадей. В итоге спрос на офисном рынке, по оценкам JLL, в III квартале достиг минимума за последние 14 лет и по итогам 2020 г. вряд ли превысит 1 млн кв. м. Однако осеннее возвращение бизнеса в офисы опровергло прогнозы о вызванных пандемией «революционных изменениях» в офисных интерьерах: не будет не только глобальных, но даже сколько-нибудь существенных перемен.
Мойте руки не здесь
На офисном рынке формируются так называемые новые ожидания к безопасности. В большинстве случаев, впрочем, сформулировать их не может никто, все сводится к большей дезинфекции и дистанции. В то же время компании продолжают оптимизировать затраты – например, съезжая в коворкинги, где уже все включено и прописано, от чая, кофе и туалетной бумаги до возможности в любое время сократить или увеличить занимаемые площади. Сделки в сегменте гибких пространств вообще бьют рекорды – туда все активнее уходят даже крупные компании и бизнес с госучастием, которые раньше предпочитали классику, и лучше – класса А. По данным Becar Asset Management, в июле – сентябре классические офисные комплексы продолжили терять арендаторов, тогда как коворкинги и сервисные офисы – заполняться. Крупные сделки по аренде коворкингов в III квартале 2020 г. заключили Сбербанк(4700 кв. м в Manufaqtury) и «Группа ФСК» (3200 кв. м в Space 1 Midland Plaza).
В противостоянии последних лет между открытыми и камерными форматами классических офисов побеждали открытые, в том числе за счет возможности той же оптимизации затрат, а также «эффекта аквариума», поскольку многие руководители хотят, чтобы сотрудники были на виду. У пандемии получилось повернуть офисную моду вспять: на рынке, например, все больше запросов на выделение в опенспейсах или гибких офисах приватных зон и закрытых пространств. Зонирование происходит не только за счет акустических панелей, мини-кабин для переговоров и веб-конференций, но даже за счет возрождения, казалось бы, канувших в Лету кабинетов. Кроме того, уже летом на рынок вышли «карантинные» линейки офисной мебели для социальной дистанции: большего размера столы и кресла, иной конфигурации обстановка для переговорных и кухни.
Да, все мы стали намного более тревожными и даже нервными – нам больше не все равно, «кто сидел на моем стуле», как работает вентиляция в здании и так ли уж безвредны все эти бактерицидные лампы и антисептики. Неудивительно, что в апреле – мае коворкинги, как и другие сегменты шеринговой модели (каршеринг, прокат одежды и оборудования и проч.), теряли клиентов, несмотря на пиар-кампании о безопасности, мерах дезинфекции, модернизации систем очистки воздуха, креслах в шахматном порядке и индикаторах социальной дистанции. Сейчас, даже несмотря на ежедневный рост заражений, люди утомились бояться и поливаются антисептиками не каждые пять минут, а каждые пятнадцать. Кроме того, именно те же гибкие сервисные пространства предлагают комфортную рассадку, сопоставимую с офисами класса А, а также возможность распределить трафик.
Возвращение блудного арендатора
Несмотря на то что доля соискателей, указавших в резюме удаленный режим работы, выросла с I по II квартал 2020-го в 1,5 раза, он из желанного стал вынужденным. После нескольких месяцев работы дома или в открывшихся летом кафе, в офис, по данным исследования JLL, хочет вернуться не менее 94% работников. Дело не только в усталости от совмещения «личного с общественным» и просто низком КПД при работе из дома: офисы как место вдохновения, координации работы и возможности общения глаза в глаза сохраняют системообразующую роль в корпоративной культуре.
Да, вакансий со свободным графиком уже в августе стало больше на 39%, однако никакого массового перехода на удаленку в России, разумеется, не будет. Казалось бы, почему – при одновременном росте и желающих работать вне офиса, и самих удаленных вакансий? Во-первых, в российской бизнес-среде все еще считается, что работники «без присмотра» становятся менее эффективными и никакие специальные программы не смогут их контролировать. Во-вторых, большинство просто не может работать из дома. Как правило, в российских квартирах нет отдельных кабинетов, арендовать же коворкинг по месту жительства для фирмы вряд ли будет более выгоднее, чем место того же класса в привычном офисе или зарезервированном полностью для компании коворкинге. Ну и, в-третьих, как выяснилось, офисная жизнь нужна самим сотрудникам не меньше, чем собственникам бизнесов.
Гости из будущего
Архитекторы и дизайнеры продолжают работать с «новой нормальностью» в офисах, но кардинальных изменений не только нет, но просто не может быть. Во-первых, реновация, скажем, систем вентиляции возможна только при капитальной реконструкции здания, чего большинство собственников и арендаторов сейчас делать не будет. Но этого почти никогда и не требуется: в кондиционерах изначально заложены мощности на 10–15% выше нормы. Делается это обычно на перспективу увеличения количества рабочих мест, а если учесть, что рабочих офисных мест больше не станет (скорее, наоборот), то и обеспечения с лихвой хватит.
Во-вторых, компании ужмутся и будут занимать меньше метров, однако функциональное деление останется прежним: для встреч сохраняются переговорные, руководители по-прежнему будут предпочитать отдельные кабинеты, а кофейный уголок потребует отдельной зоны. Вероятно, более просторной – офисы вообще будут продолжать искать все новые и новые возможности для социального взаимодействия на расстоянии. Станет больше бесконтактных технологий: двери лифтов будут открываться с помощью датчиков движения или голосовых команд, температуру будут измерять тепловизоры у входа, а из офисных туалетов уже сейчас исчезает все, к чему нужно прикасаться, от кранов до дозаторов. А вот дезинфекционные тоннели (подобные сейчас установлены в нескольких крупных московских торговых центрах) и прочие «шляпы дистанцирования» приживутся вряд ли – как и вообще все, что будет слишком напоминать о пандемии и карантинных ограничениях.