Красивый ландшафт и дорогое оборудование не гарантируют, что двор будут любить жители дома

Причина – отсутствие разных зон и их продуманного деления

На обустройство дворов в современных жилых комплексах тратятся миллионы, но эффективность этих вложений и удобство получившихся пространств для жителей не всегда соответствуют ожиданиям. 

Мода на благоустройство, охватившая российские города, почти никак не отразилась на качестве дворовых территорий. Даже с новым игровым оборудованием на детских площадках и фонарями они остаются не востребованными большинством жителей. Причина – отсутствие различающихся по назначению и оснащению зон и их продуманного деления, которое позволило бы каждому с удовольствием и пользой провести здесь время. Современный горожанин и не представляет, как и для чего он может использовать это более или менее зеленое пространство с парой лавочек и детской площадкой, дизайн которой отдан на откуп фантазии местного «Жилищника». 

Традиция проводить время во дворе, общаться с соседями еще сохранялась у жильцов пятиэтажек «первого этапа индустриального домостроения», например в Черемушках, но постепенно сошла на нет с массовым строительством спальных районов. Построенные за предыдущие 20 лет жилые комплексы несут на себе все признаки деградации двора: минимум функций, однотипность, плохое оборудование и освещение. Лишь в последние несколько лет ситуация начала меняться.

Застройщики вроде бы осознали значимость красивого двора для успеха продаж. Каждый с точностью просчитывает портрет потенциального покупателя, состав его семьи, даже их планы на будущее. Тем не менее дворы создаются в расчете на едва ли не десятую частью жителей дома: даже самые продвинутые и стильные пространства проектируются без учета разных сценариев использования. В итоге получается прекрасный ландшафт, требующий постоянного ухода, но не приносящий реальной пользы никому из жильцов. Насколько целесообразно превращать двор, потенциально одно из самых живых и востребованных мест жилого комплекса, в декорацию, на которую можно лишь любоваться из окна? При стоимости готового благоустройства от 1000 до 100 000 руб. за 1 кв. м (разброс цен от эконом- до элитного сегментов) не логичнее ли было бы потратить время и ресурсы на создание насыщенного функциями пространства, которым смогут пользоваться жители всех возрастов и различных увлечений: дети и пенсионеры, спортсмены и собачники, подростки и домохозяйки?

Существует несколько возможных сценариев создания полноценного, живого двора, и каждый из них обусловлен особенностями и статусом проектов: коммерческого или бюджетного, нового или уже существующего. В новом проекте, например, важно учитывать насыщенность городской инфраструктуры там, где появится ЖК, и то, кому и за какой бюджет будут продавать квартиры. Концепция благоустройства отталкивается от «легенды» проекта и включает систему акцентов – объекты-идентификаторы, различные функциональные зоны, максимально удобно расположенные, связанные или изолированные друг от друга, с заданной степенью публичности и приватности. Такой комплексный подход универсален. Бюджет влияет только на количество уникальных авторских разработок, насыщенность инфраструктуры, использование импортного оборудования и материалов премиум- или стандартного качества, разных систем освещения и то, есть ли крупномеры в озеленении и т. д. В наиболее статусные проекты застройщики включают развивающие комплексы для детей, разработанные с участием врачей и психологов. Еще совсем недавно эта практика была исключением из правил, но мы верим, что скоро она станет нормой. 

Существующие дворы нужно реконструировать с использованием методики соучаствующего проектирования. Только так можно создать пространство, учитывающее интересы и запросы реальных людей. Эта практика уже используется частными девелоперами для ЖК, построенных 3–5 лет назад, или тех, где продолжают вводить все новые очереди: они заказывают аудит территорий и новые проекты благоустройства. Степень вовлечения жителей, конечно, варьируется, но сам факт того, что лидеры отрасли идут на это и выстраивают коммуникацию с бывшими и будущими покупателями, внушает оптимизм. 

Активное вовлечение жителей в благоустройство продолжится и в связи с программой «Мой район». Пилотный проект, который стартовал в этом году, предполагает, что пять архитектурных бюро по заказу правительства Москвы и вместе с жителями реконструируют пять дворов. Это интересный и непростой эксперимент по возрождению духа двора, поиску взаимопонимания и компромисса в условиях пандемии и дистанционного общения. Планировалось, что за один сезон будут разработаны и реализованы все проекты, но из-за пандемии процесс затянулся, и проекты будут завершены уже в 2021 г.

В нашем дворе на северо-востоке Москвы на ул. Норильской, 3, площадью почти 12 000 кв. м мы решили воплотить воспоминание о дачном прошлом Лосиноостровского района. Для жителей было важно кроме спортивной и игровых зон создать специальное пространство для проведения соседских праздников и мероприятий, вроде Нового года или Масленицы. Также по просьбам жителей мы спроектировали несколько «зеленых кабинетов» – окруженных деревьями и кустарниками площадок для тихих игр или отдыха для представителей старшего поколения. Вместо заурядного двора в спальном районе нам вместе удалось придумать пространство, наполненное смыслом для конкретных людей. В следующем году начнется строительство, а пока идет рабочее проектирование. Мы будем вести авторский надзор, будем привлекать жителей к воплощению их же идей и пожеланий. 

За пилотным потянутся и другие проекты реконструкции дворов, в том числе инициированные муниципальными депутатами или членами ТСЖ. Слабое место бюджетных проектов – тендерные процедуры, затрудняющие выбор исполнителей: проектировщиков и подрядчиков с опытом. Сейчас пилотный проект программы «Мой район» отрабатывает подобные процедуры, и мы надеемся, что в перспективе, при масштабировании методики, удастся сохранить решения, подтвердившие свою эффективность.