Пандемия может лишить «Москву-Сити» продуктовых магазинов

На смену супермаркетам приходят компактные дарксторы
До конца 2021 г. число дарксторов в Москве может перевалить за 1000

Сети дарксторов – складские помещения торговых точек под e-commers – уже совсем скоро могут потеснить продуктовые магазины в ММДЦ «Москва-Сити». Если цены на аренду будут расти и дальше, а пандемия и обусловленный ею формат удаленной работы продлятся, бизнесу скоро станет невыгодно содержать торговые залы, так как покупатели, которые раньше ходили в магазин, все чаще делают покупки онлайн.

Ковидная реальность приучила потребителя к дистанционному шопингу, 2020-й ознаменовался рекордным ростом рынка e-commerce. По данным из открытых источников, количество онлайн-покупок только за последний год выросло более чем на 30%, что переформатировало стратегии развития крупных игроков рынка торговой недвижимости. 

Сегодня в «вертикальном городе» всего два полноценных сетевых супермаркета – «Перекресток» в «Афимолле» и «Азбука вкуса» в Башне Федерация. И это на 220 000 человек, которые живут и работают в «Сити». Конечно, есть пара десятков мини-маркетов, но их ассортимент можно сравнить с продуктовым набором вендинговых аппаратов. Еще несколько лет назад можно было с уверенностью сказать, что ставки аренды, превышавшие среднемосковские на 30-70%, не оттолкнут крупнейшие сети от места с таким потенциалом спроса. Но высокая цена аренды торговых помещений в ММДЦ (от 36 000 до 79 000 руб. за 1 кв.м в год) – серьезный фильтр для компаний, чья финансовая модель бизнеса может не потянуть такой нагрузки. И если в целом по Москве в 2021 г. арендные ставки на коммерческую недвижимость не сильно изменились, то в «Сити» они за год выросли на 5-7%, а доля вакантных площадей снизилась до 9%.

Поэтому формат склада-супермаркета, который позволяет сетевым магазинам собирать заказы в 3-4 раза быстрее, выглядит для ритейлера более привлекательным, чем оффлайн-торговля. Заявку, поступившую на сайт магазина, обрабатывают, собирают заказ – и в течение 20 минут доставляют клиенту, что для российского мегаполиса весьма оперативно. Ведущие ритейлеры все активнее используют этот формат, поскольку это удобнее и эргономичнее, чем опустошать полки магазина, собирая заказы.

Такие компании, как Х5 Retail Group, «Магнит» и «Вкусвилл» объявили в этом году о курсе на развитие дарксторов. В мае 2021 г., например, Х5 Retail Group открыл первые 7 для обслуживания экспресс-доставки «Пятерочки». «Вкусвилл» объявил о планах по открытию 70 дарскторов до конца года. «Магнит» недавно открыл их в Новогирееве и Коптеве.  До конца 2021 г. число «темных магазинов» в Москве может перевалить за 1000 шт.

Для размещения даркстора подойдет помещение от 300 до 400 кв. м, и они могут располагаться на площадях подземного паркинга, в то время как для магазина со схожим ассортиментом потребуется около 1800 кв. м, да еще и в месте с хорошей проходимостью. Подходящих готовых площадей в самом «Сити» пока немного, в том числе около 500 кв. м в Башне Федерация. Еще 2000-3000 кв. м в ближайшие два года смогут предоставить строящиеся Grand Tower и iCity.