Зачем строить новые города

И как формировать новые территории без классических проблем мегаполисов
В будущем мы столкнемся с ростом интереса к новым формам агломерации, что неизбежно повлечет за собой изменения на рынках недвижимости, девелопмента и застройки

Города, возводимые сегодня в Дании, ОАЭ или Южной Корее, как будто специально «отстраиваются» от образа классического мегаполиса с его проблемами: токсичной средой, социальной разобщенностью, высоким уровнем преступности, неврозами и депрессиями его жителей. Все чаще архитекторы, урбанисты и экологи объединяются, чтобы создавать новые территории, не определяемые жесткой функцией. Можно выделить две доминирующие идеологии: science city – строительство современных мультифункциональных наукоградов и urban health – человекоцентричные экополисы с малоэтажной застройкой и низкой транспортной нагрузкой, где жители могут за 15 минут пешком дойти до работы, спортивной площадки, детского сада и т. д.

Создание наукоградов, фокусирующих в себе научно-исследовательский потенциал региона и страны в целом (таких, как «Сколково» в Московской области и «Иннополис» в Татарстане), по инициативе республиканских или федеральных властей можно считать чем-то привычным и понятным. Концепция экополисов, или, как их еще называют, «устойчивых городов», для России явление пока редкое. В основе этого подхода к проектированию лежит принцип сбалансированного взаимодействия биологической и антропогенной среды: минимизация любого вреда, наносимого природе человеком. Вопрос лишь в том, как создать полноценную городскую среду условно «в лесу». Ответы уже существуют – концепции экогородов успешно реализуются, это Nye в Дании, Chengdu Great City в Китае, Neapolis Smart EcoCity на Кипре. Все проекты разные, но в основе один принцип – высокое качество жизни и инфраструктуры, которая не вредит окружающей среде. Это, по сути, город без города.

Этой идее мы и следовали, проектируя Доброград во Владимирской области, в 70 км от столицы региона и в 10 км от Коврова: объекты вписаны в существующий природный ландшафт, много внимания уделяется сохранению лесного массива, инженерные сети проложены под землей, отсутствуют вредные производства, на территории реализована система раздельного сбора мусора, точечно интегрированы технологии умного города.

Человеку необходимо ощущение безопасности и комфорта в городской среде: нужны парки и скверы, игровые и спортивные площадки для разных возрастов, социальная инфраструктура, торговые центры и магазины шаговой доступности, культурные и общественные пространства, развитая транспортная система. План города должен начинаться с решения именно этих задач – с уважения человеческого масштаба. Но чтобы город состоялся, одной идеологии мало, важна правильная и корректная оценка комплекса экономических, демографических, социальных факторов. Важно не только привлечь людей, но и обеспечить им условия для профессиональной и личной реализации, создать обширную инфраструктуру, оптимально соответствующую потребностям будущих горожан (кроме всего прочего Askona Life Group является крупнейшим работодателем в Центральном регионе, который привлекает сотрудников из других мест в медицинскую сферу, школу, особую экономическую зону и т. д.). Мы начали строить именно с инфраструктуры, объектов для отдыха, создав таким образом на территории новые рабочие места и магнит для будущих жителей, которые приезжали в Доброград, чтобы отдохнуть, а позднее принимали решение остаться здесь жить.

В сентябре начал свою работу образовательный комплекс «Мир» – открылась школа, в следующем году появится детский сад, будут и образовательные программы для взрослых. Недалеко от Доброграда, в Коврове, расположена крупнейшая в ЦФО многопрофильная клиника – Первый клинический медицинский центр.

Ключевая роль в поступательной реализации Доброграда отведена ОЭЗ «Доброград 1» (действует с 2020 г.), ее первый резидент – компания «Интекс», производитель медицинского текстиля, на финишном этапе работы по проектированию и к концу следующего года на территории ОЭЗ откроется первое производство. Еще с пятью потенциальными резидентами подписаны соглашения о намерениях, ведутся работы по согласованию бизнес-планов и проектов.

Создание нового города – сложный и затратный процесс с множеством нюансов: от поиска названия до разработки генплана, перерегистрации прав в Росреестре и обновления множества документов. Могу сказать, что в проект «Доброград» уже вложено около 8 млрд руб., а к 2039 г. сумма инвестиций составит около 73 млрд руб.

Юридически создание новых городов регулируется федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и законом об административно-территориальном устройстве, который в каждом субъекте РФ свой. По идее, собрание депутатов области или края может проголосовать за присвоение статуса города любому населенному пункту в случае выполнения требований, установленных законом. Юридически же о появлении города можно говорить после принятия закона о создании нового населенного пункта представительным органом власти субъекта РФ. Органы власти могут остаться прежними – того муниципалитета, к которому относится город.

Серьезных законодательных препятствий в этой сфере нет, главное – чтобы на территории города соблюдались действующие в стране нормы. Можно вводить дополнительные требования, например, к оформлению вывесок, утилизации отходов или размещению рекламы, т. е. контролировать качество городской среды.

Сложнее юридических нюансов создание инфраструктуры, оптимально соответствующей потребностям будущих горожан. Кроме школ, медицинских учреждений, органов обеспечения правопорядка есть еще широкий перечень опций, которые город должен предоставить своим жителям, – от нормальных дорог и работающих инженерных сетей до возможностей для самореализации.

На прошедшем Восточном экономическом форуме было заявлено о строительстве нового города, который потенциально образует агломерацию с соседними Владивостоком и Артёмом. Ключевой идеей проекта власти называют создание комфортной городской среды. Недавно вице-премьер Юрий Трутнев анонсировал строительство города на Сахалине – пока идет работа над генпланом и подробностей немного, известно, что он будет связан с портом Корсаков, но приоритетной остается модель экономического развития территории и комфортная среда для проживания. Активно обсуждается тема появления в Сибири нескольких новых городов – крупных научно-промышленных центров с населением 300 000–500 000 человек. Такие города могут появиться в Красноярском крае и Иркутской области.

Сейчас, когда проекты новых городов уже успешно реализуются в России, а индекс комфорта, благополучия и продолжительности жизни человека становится основополагающим, строительство городов с чистого листа находит все больший отклик на государственном уровне. Формируются инструменты, программы и комплекс мер инфраструктурной поддержки, в том числе с целью привлечения частных инвестиций. Вероятно, в ближайшем будущем мы столкнемся с ростом интереса к малым городам, новым формам агломерации и трансформации привычных сред, что неизбежно повлечет за собой изменения на рынках недвижимости, девелопмента и застройки.-