Вместе против кризиса: как объединяются люди и компании

Профессиональные сообщества обмениваются опытом в поиске решений для спасения бизнеса
Сотрудничество и взаимная поддержка помогают людям быстрее и легче адаптироваться к новым реалиям

События последних месяцев показали – вызовы, с которыми столкнулся бизнес в России, требуют принципиально новых решений, и искать их придется сообща. Все чаще люди и компании объединяются, чтобы вместе выработать стратегии выживания и дальнейшего развития. Этот процесс можно наблюдать в самых разных сферах.

Сообщества возникают, преследуя общие интересы и цели, обмениваясь идеями и ресурсами. После начала пандемии ученые заметили всплеск развития различных сообществ в социальных сетях, а также выявили, что сотрудничество и взаимная поддержка помогли людям быстрее и легче адаптироваться к новым реалиям (исследование о роли чувства общности Халеда Салех Аль-Омуша, Марии Ореро-Блатб, Доминго Рибейро-Сориано в Journal of Business Research, выпуск 132). Сейчас роль локальных сообществ и профессиональных объединений стала еще заметнее, а формы взаимодействия людей – самые разные.

Например, группы в Telegram множатся в геометрической прогрессии, объединяя в тематические сообщества самых разных людей – от производителей строительных материалов до архитекторов и собственников бизнеса.

Арт-объект на территории Фабрики «Заря» в Владивостоке /Фотография предоставлена Plan the Best

Поделиться пространством

Субаренда офиса – популярная антикризисная мера, которая позволяет компании на время сократить издержки, сдавая часть площадей. В период пандемии многие перешли на удаленный режим работы, высвободились ненужные метры. Так, компания «Бондюэль», не желая отказываться от недавно отремонтированного офиса, сдала часть площадей в субаренду компании Air France. Будущих соседей подбирали тщательно: они должны были разделять принципы «Бондюэль» по защите природы и поддерживать политику зеленого офиса, а численность штата не могла превышать 30 человек. Офис не разделяли никакими перегородками, не делали отдельного входа, сотрудники Air France просто заняли выделенные рабочие места в общем open space. Решение объединить усилия и бюджеты принесло выгоды обеим компаниям.

Крупными сделками, заключенными на подобных условиях в 2020 г. стали договоренности KPMG и ИД «Коммерсант», разделившими площадь в БЦ «Башня на набережной», а также субаренда фондом «Дом.РФ» в БЦ «Аркус III». После релокации части IT-специалистов в офисах снова появились свободные места. Например, CEO компании Timepad Варвара Семенихина в социальных сетях искала компанию для субаренды своего офиса.

Субаренда все больше распространяется и в складском сегменте. После приостановки деятельности или ухода с российского рынка некоторых международных ритейлеров актуальным стал вопрос использования высвободившихся площадей. Договоры были заключены долгострочные, выйти из них можно только после уплаты больших штрафов. Поделиться площадями вынуждены и те, кто брал их на вырост. С другой стороны, субаренда открывает доступ к современным объектам в хорошей локации для широкого спектра арендаторов. По данным Knight Frank, рынок субаренды складской недвижимости в крупных российских городах вырос в 4,5 раза, а ставка аренды складов к концу года может снизиться на 5%, а такого не случалось с 2017 г.

Объединенить усилия

На протяжении последних месяцев мы наблюдаем настоящий расцвет отраслевых союзов и ассоциаций. Компании на российском рынке предпринимают совместные попытки найти решения по оптимизации бизнеса, ищут новых партнеров как в стране, так и на новых для себя рынках. Например, Российский совет торговых центров (РСТЦ), созданный еще в 2002 г., занимается продвижением  инвестиционных проектов и консолидацией усилий входящих в него игроков ради более комфортных условий ведения бизнеса. Например, в апреле этого года совет провел закрытую встречу с представителями иранских фабрик и производителей, планирующих развивать бизнес в России.

Компании, занятые в строительстве частных домов площадью от 500 кв. м, в период пандемии создали альянс «Дома А-класса», объединив маркетинговые и бизнес-усилия. Новое образование служит служит буфером между компаниями и заказчиками. Клиент, обращаясь в «одно окно», получает комплексное предложение уже «отобранных» общими усилиями исполнителей. Члены сообщества раз в год проводят практикум на АРХ Москве, где архитекторы и представители компаний, входящих в сообщество, делятся опытом и знаниями.

Artplay в Москве /Фотография предоставлена Plan the Best

Поддержать резидентов

Креативные индустрии занимают до 5% мировой экономики и традиционно развиваются в тесном взаимодействии друг с другом. В России основной формой организации креативных пространств стали арт-кластеры, как правило, расположенные на территории бывших промзон: Artplay, «Красный октябрь», дизайн-завод «Флакон» в Москве, лофт-проект «Этажи» в Санкт-Петербурге, дизайн-фабрика «Заря» в Владивостоке. В общей творческой атмосфере зарождается сотрудничество, эффект от которого больше, чем от трудов каждой отдельной компании. Для города это одна из возможностей ревитализации и воссоздания бывших индустриальных пространства. Представители этого направления объединились в Союз креативных кластеров. А в мае этого года на встрече Федерации креативных индустрий «Красная кнопка» определили новые функции таких кластеров в регионах – поддержка резидентов и жителей в преодолении тревоги и одиночества.

Окажутся ли локальные сообщества и профессиональные альянсы эффективными после прохождения кризиса – вопрос открытый, учитывая российскую традицию сплачиваться только перед лицом серьезных угроз. Но даже как временное решение объединение людей – лучшая из всех возможных стратегий.