Владельцы гостиниц хотят стать частью сети

Международные гостиничные операторы собирают номера уже действующих отелей
Radisson Hotel Gorizont Rostov-on-Don оформлен в скандинавском стиле. Дизайн проект разработан ростовским бюро «БАЗА дизайн» архитектора Александра Дорохова: использованы естественные природные цвета и натуральные материалы, такие как дерево и камень /Radisson Hotel Group

С начала 2021 г. номерной фонд «сетевых» гостиниц России пополнился 3400 номерами, и в ближайшее время ожидается еще 700 номеров, по данным департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield. В 2020-м сетевой номерной фонд увеличился на 665 номеров.

«Особенностью текущего момента можно считать доминирующую долю (около 77% от всего номерного фонда по итогам года) объектов, которые получили «флаг», сменили его или вошли в сеть вообще без бренда. То есть речь идет об уже действующих отелях, тогда как доля сетевых гостиничных номеров в построенных «с нуля» объектах будет ограничена 23%», — комментирует Марина Усенко, партнер Cushman & Wakefield. Она уточняет, что если считать номерной фонд, где произошла смена бренда, то таких в 2021 г. было 158 (Holiday Inn вместо Meininger). 1069 номеров – в новых построенных отелях. И 2887 номеров перешли из разряда независимых в сетевые. Всего до конца 2021 года ожидается открытие 4114 номеров (компания учитывает только номера в сетевых отелях).

Впервые сетевой «флаг» получили «Панорама» в Сочи, который с 2021 г. работает под брендом Mercure, загородный курорт Arturs SPA Hotel в Подмосковье, с октября 2021 г. работающий с приставкой by Mercure, а также открывающийся в декабре Moevenpick Anapa, который разместится в действующем независимом отеле Great Eight.

По словам представителя Arturs SPA Hotel, присоединение к группе Accor – безусловно хорошее изменение для отеля, который получил более требовательных, но и более платежеспособных гостей и «хорошие цифры» по результатам работы в новом статусе. Сейчас в Arturs идет обновление номеров и общественных зон, обучение персонала работе по новым стандартам.

Некоторые действующие отели сменили бренд: например, закрытый в 2020 г. гибридный отель Meininger в Петербурге с 2021 г. заново открылся под брендом Holiday Inn. Часть независимых отелей вошли в сетевую гостиничную компанию без бренда: среди них курортный отель «Фея» (2000 номеров) в Анапе, который с начала 2021 г. присоединился к Cosmos Hotel Group.

«Причины того, что большая часть новых сетевых продуктов по факту представляют собой работающие отели, меняющие бренд или заново присоединяющиеся к сетевым компаниям, логичны, – комментирует Усенко. – С одной стороны, в последние годы сокращается список новых строящихся объектов, поэтому гостиничные операторы, постоянно находящиеся в поиске новых рынков, гораздо более лояльны к отелям, которые были построены без полного соответствия стандартам брендов (но могут быть адаптированы под требования того или иного бренда). С другой стороны, на фоне череды экономических кризисов последнего десятилетия собственники начинают уделять больше внимание операционным результатам действующих объектов, принимая управленческие решения о смене малоэффективных управляющих команд или о присоединении к раскрученным сетям в расчете на увеличение клиентского потока».

География новых открытий самая разнообразная: от традиционных Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи до Тулы, Челябинска, Владивостока, Екатеринбурга и Ростова-на-Дону. В последнем в начале ноября открылся Radisson Hotel Gorizont Rostov-on-Don на 169 номеров. Это 43-й отель сети Radisson Hotel Group в России и второй – в Ростове-на-Дону. Инвестор проекта, объем инвестиций в который составил 1,5 млрд руб., – АО «ТК Горизонт». Прогнозируемый срок окупаемости – 9-10 лет.

Отель стал частью большой рекреационной и торговой инфраструктуры, куда уже входят ТРК «Горизонт» мультиплекс Горизонт Cinema&Emotion и аквапарк H2O. По словам Дана Полонского, гендиректора АО «ТК Горизонт», благодаря такой интеграции корпоративные клиенты и партнеры отеля получили широкие возможности для проведения мероприятий (в отеле есть многофункциональный конференц-зал вместимостью до 250 человек и пять переговорных комнат), а гости отеля – доступ к 350 магазинам, ресторанам, развлечениям. ТРЦ и отель соединены переходом, и в ближайшее время между аквапарком и отелем также появится крытый переход. В.

По данным Cushman & Wakefield Radisson Hotel Group занимает второе место в пятерке наиболее широко представленных сетей на российском рынке (с точки зрения объема номерного фонда) по состоянию на конец 2021 г. – 9006 номеров. Первое место у Accor, 9612 номеров, третье у InterContinental Hotel Group – 6650 номеров, четвертую строку занимает Azimut Hotels, 6326 номеров (но в самой компании уточнили, что номерной фонд составляет уже 8058 номеров), пятую — Marriott International, 6195 номеров.

С точки зрения заявленных гостиничных сетевых номеров, наиболее активное расширение заявлено следующими отельными группами: Accor (4557 номеров), Radisson Hotel Group (2955 номеров), Cosmos Hotel Group (2885), Marriott International (1751), Hilton (1660).