Девелоперы обратили внимание на друзей человека
Рост числа домашних животных и запросов со стороны покупателей мотивирует развивать pet-friendly инфраструктуруСобаки легализовали прогулки, когда всех закрыли по домам, кошки оживляли зум-конференции, шмыгая перед камерой, – в пандемию горожане без домашних питомцев имели все основания позавидовать тем, у кого звери дома есть.
Цифры и звери
По данным ВЦИОМа за 2019 г., Россия вошла в список стран – лидеров по количеству домашних животных: они есть в 68% семей. Впереди только Мексика, Аргентина, Бразилия и США. Опрос жителей 75 городов РФ с населением более 500 000 человек, проведенный в феврале 2021 г. компанией «Сбербанк страхование», дал даже большую цифру: 73% держат дома хотя бы одного четвероногого питомца. В столице кошки живут у 46% жителей, собаки есть у 31% москвичей.
Участник сообщества «Живые города», эксперт Минстроя РФ по вопросам развития городской среды Артем Гебелев ссылается на исследование «Яндекс.Маркета» и Mars Petcare (сентябрь 2019 г.), согласно которому в стране больше 34 млн кошек и 20 млн собак. Однако при проектировании городов удобство домашних питомцев и их владельцев почти не учитывалось, отмечает он. «В городах практически отсутствуют площадки для выгула животных, питьевые фонтанчики для собак, «парковки» для них возле общественных зданий. В Москве, где обитает более 4 млн собак, есть всего 260 площадок для дрессировки и выгула, только 3% владельцев могут комфортно дойти до них пешком», – делится наблюдениями Гебелев.
Между тем московской программой «Развитие городской среды» предусмотрено в том числе обустройство мест для выгула собак. С 2017 г. при благоустройстве парков, бульваров, скверов создали или обновили 92 площадки: в усадьбе «Грачевка», Братиславском парке, зоне отдыха Левобережный, парке им. Святослава Федорова, Парке света и т. д. Также за последние два года девять площадок появились на территориях, прилегающих к станциям метро или МЦК: «Лефортово», «Улица Дмитриевского», «Окская», «Савеловская», МЦК «Лихоборы», ТПУ «Ховрино». «Площадки для выгула собак обустраиваются при наличии свободного пространства на этих территориях. Для этого может быть выделена часть пешеходного бульвара, как, например, на улице Герасима Курина, или дворовых территорий, подэстакадного пространства», – рассказали в пресс-службе департамента капитального ремонта Москвы.
Руководитель ассоциации «Благополучие животных» Мария Лежнева говорит, что в центре Москвы площадок мало, но чем дальше от центра и чем ответственнее муниципалитет, тем чаще они встречаются. А в новых жилах кварталах быть более pet-friendly застройщиков мотивирует явный запрос потенциальных покупателей, отмечает директор по маркетингу Level Group Александра Мамохина. «Внутренняя статистика» девелоперов это подтверждает: 60% покупателей жилья бизнес-класса и элитного считают площадки для выгула животных серьезным преимуществом проекта, выяснили в Capital Group; для 5% покупателей комфорт для питомцев становится решающим при покупке квартиры, сообщила пресс-служба «Донстроя».
«Запрос со стороны потребителей на pet-friendly инфраструктуру есть, – говорит и директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест» Ян Фельдман. – При проектировании семь лет назад «Янилы» (микрорайон Янино во Всеволожском районе Ленобласти) мы изучали опыт других ЖК, спрашивали жителей, чего не хватает во дворе. Выяснилось, что часто людям негде цивилизованно провести время с животными: позаниматься с ними, отпустить побегать без поводка, не переживая, что собака напугает детей или побежит наперерез автомобилю». По словам Кирилла Разумова, руководителя пресс-службы ГК «Балтийская недвижимость», в основном делают площадки для выгула собак, места для мытья лап и стойки с дог-пакетами. «Все это не требует серьезных инвестиций от застройщика, интересуются подобными вещами далеко не все, поэтому их нельзя назвать значительным конкурентным преимуществом», – уточняет он.
«Во время локдауна спрос на домашних животных увеличился почти в полтора раза – люди почувствовали необходимость эмоциональной поддержки, и, как следствие, возросла необходимость в обустройстве для питомцев специальных мест в доме и во дворе. Подобные запросы можно отнести к трендам», – отмечает директор Института современной урбанистики Ольга Чудинова. 9% респондентов в февральском опросе «Сбербанк страхования» заявили, что собираются завести четвероногого питомца.
Миллион для лучших друзей
Российские девелоперы реагируют на запрос, организуя места для выгула собак во дворе или лапомойки в холлах на первых этажах.
Затраты на обустройство собачьей площадки в масштабах проекта настолько незначительны, что в ряде компаний даже затруднились вспомнить, сколько это стоило. В Level Group между тем подсчитали: на площадку для собак с тренажерами площадью 385 кв. м в «Level Амурская» потратили около 1 млн руб.: стоимость специального оборудования – 640 000, покрытия – 170 000 руб., подготовительных работ – около 200 000 руб.
Руководитель отдела продаж Ikon Development Александр Трыкин согласен, что быть pet-friendly не слишком обременительно для застройщика, особенно если речь о комплексном развитии территории. Расходы на организацию такого пространства в ЖК «Новый Зеленоград» (Солнечногорский район МО, общая площадь 92 га), составили примерно 1,5 млн руб. при общей сумме инвестиций в проект более 50 млрд руб. «В ЖК живет около 2000 человек, и у трети семей есть потребность в площадке для выгула собак, ее каждый день посещает не меньше сотни человек со своими питомцами», – рассказывает Трыкин. Площадка занимает 260 кв. м, есть инструкции по использованию тренажеров, советы по воспитанию животных.
В 1 млн руб. оценивается стоимость площадки ЖК «Гринада» в Северном Бутове (группа ПСН). «Мы изначально заложили ее в проект. Когда на обсуждении с покупателями еще раз подняли вопрос о необходимости места для выгула собак, то получили однозначный ответ: да, мы хотим такую площадку в шаговой доступности от домов», – рассказывает вице-президент по маркетингу и связям с общественностью группы ПСН Екатерина Кутумова.
Площадку размером 20 на 20 м на территории ЖК «Кварталы 21/19» (застройщик «Векторстройфинанс») обустроили уже после ввода домов первой очереди. Вольер огорожен, есть урны для мусора и тренажеры для животных. Все элементы выполнены из дерева, чтобы соответствовать общей концепции оформления бульвара в экостиле, и, по словам представителя компании, все собачники ЖК ею пользуются. Не пустует ни одна из трех площадок и в ЖК «Рассказово», говорит Ольга Барабанова, коммерческий директор Sezar Group: «Это территория, где знакомятся, организуют совместные занятия с кинологами и собачьими психологами». Сейчас в ЖК «Рассказово» сдано шесть домов из 10, в них около 4000 квартир.
В ЖК бизнес-класса «Манифест» (застройщик «Красные зори»), строящемся в Западном округе Москвы, в лобби предусмотрено помещение для мойки лап животных. Наталья Шаталина, гендиректор сервиса «Синица», замечает, что это must have для жилых проектов такого уровня.
На территории квартала RedSide (введен в эксплуатацию в 2017 г.) животных можно причесать и накормить. «Pet Star Spa&Shop – одновременно и салон, и зоопарикмахерская, и зоомагазин. Среди услуг – груминг, продажа кормов, аксессуаров, косметики, чистка зубов, озонотерапия и лапакюр. В округе подобной инфраструктуры нет», – рассказывает директор по продажам ГК Insigma Ирина Лосева. В ЖК на Красной Пресне 8 домов и без малого 1000 квартир по цене от 37 до 207 млн руб.
Элитный проект Roza Rossa в Хамовниках рассчитан на 120 апартаментов. Итальянский дизайнер Пьеро Лиссони, который работал над проектом, на работу ходит с любимой собакой и обычно все фишки для животных сразу закладывает в проект как само собой разумеющиеся. «В комплексе три жилые секции и отель, и в каждом «жилом» лобби есть специальное помещение для мойки лап. Будет грумминг-салон, подогреваемые дорожки во внутреннем дворе, благодаря которым ни людям, ни собакам не придется ходить по льду. Ступеньки во входных группах запланированы меньшей высоты, чем обычно, чтобы даже самым маленьким собачкам было комфортно передвигаться по дому. Есть сервис от отеля Metropol, в частности, владельцам апартаментов могут оказать услуги по выгулу питомцев», – перечисляет директор по продажам KR Properties Екатерина Фонарева.
По словам директора по продажам и маркетингу ГК «Страна девелопмент» Александра Гуторова, застройщики в Москве стали более pet-friendly лет пять назад, а сейчас этот подход начинает внедряться в регионах. Например, в ЖК «Звездный» в Тюмени на собачьих площадках установлен воркаут для тренировок зверей. «Сейчас по просьбе жителей обсуждается проектное решение по зонам для выгула отдельно для маленьких пород, которые боятся находиться на одной территории с большими собаками», – рассказывает Гуторов.
Для Айболитов из Сколкова
«Я не знаю других примеров в России, где архитектура была бы обращена к этим клиентам» – так прокомментировал гендиректор ABD architects Борис Левянт открытие в январе 2021 г. ветеринарного госпиталя Skolkovo Vet, строительство которого началось в 2018 г. Заказчиком стала принадлежащая Роману Абрамовичу компания Millhouse, которая вложила в проект $13,5 млн. Ветклиника площадью 2000 кв. м построена по проекту ABD architects с дизайном интерьеров от английского бюро Scott Brownrigg. По словам главного архитектора ABD architects Анны Кофман, медицинская специфика не отменяет эстетическую составляющую, а красота проекта – в его лаконичности. «В отделке использовалась лиственница – материал, который выдерживает любые погодные условия, не подвержен гниению, не впитывает влагу. Ее не стали красить, только нанесли определенный состав для повышения огнестойкости», – рассказывает она. В госпитале есть бассейн для гидротерапии, одна стенка которого стеклянная, благодаря чему можно снимать занятия пациентов. Впоследствии планируется выводить видео на экран в холле – так хозяева смогут наблюдать за своими питомцами. Зал ожидания для кошек отдельный, чтобы они не получали стресс от встречи с собаками. Всего 47 кабинетов. Есть комната для кошек-доноров, которые раз в полгода сдают кровь, спасая жизни своих собратьев. За первый месяц работы в клинике приняли 650 пациентов.
При необходимости питомцев можно оставить и в отеле для животных, они тоже есть в городе – там, где позволяют нормативы. Например, одному из киноологических центров пришлось искать новое место после строительства рядом ЖК и переезжать из Балашихинского района в Видное. Сейчас на территории кинологического центра «Атаман» есть гостиница для четвероногих на 36 номеров. В каждом из них может размещаться до трех собак одного владельца. Обычная заполняемость – 70%, цена – около 800 руб. в сутки, рассказывает заместитель гендиректора «Атамана» Надежда Глебова. «Зоогостиница должна быть оборудована в нежилом помещении или помещении свободного назначения, удалено от жилого дома. Если это отель для собак, то нужна отдельная огороженная территория для выгула и дрессуры», – отмечает Маргарита Никитина, основатель сети BookingCat (гостиницы для животных). По ее словам, минимальная экономически рентабельная площадь помещения составляет 20 кв. м под груминг-салон и 40 кв. м под отель. Планировку лучше иметь правильной формы, без выступов и колонн. Важно проверить соседей арендодателя и не открываться рядом с продуктовыми магазинами и другим общепитом. Целесообразно для трафика находиться поблизости от зоомагазинов, ветклиник. По данным BookingCat, среднегодовая заполняемость по сети сравнима загрузке отелей для людей, а стоимость проживания зависит от региона, вида питомца и типа номера. Для кошки отель в Москве стоит от 399 руб. в стандартном номере, 599 руб. в номере комфорт с видеонаблюдением. Для собаки – от 899 руб.
Живая экзотика
В Москве на территории жилых комплексов встречаются зооуголки, где есть не только утки с кроликами, но и фауна с других континентов. Например, в зоопарке ЖК «Миракс парк» на проспекте Вернадского обитают верблюд, ламы, олени, еноты и фазаны. «Конечно, зоопарк создавался в свое время не без целей «вау-эффекта»: кто мог представить себе верблюда во дворе многоквартирного дома? Но это ощущение новизны на грани китча быстро сменилось искренней привязанностью жильцов, которые любуются лебедями, водят детей почесать пушистый нос ламы, порадоваться новорожденному олененку. Зоопарк не раз оказывался на грани банкротства, но жители семи домов каждый раз вновь поднимали его на ноги», – рассказали в агентстве недвижимости Verges of estate (продает «Миракс парк»). Другому зверинцу от «Миракс групп», в ЖК «Золотые ключи 2», повезло меньше – его жестко ликвидировали в 2015 г.
Концерн «Крост» в 2016 г. при строительстве ЖК «Невский» благоустроил набережную Головинского канала: в очищенный водоем запустили рыбу и раков, построили небольшой контактный живой уголок. Среди его обитателей кролики породы немецкий ризен, французский баран, белки, бойные голуби, камерунские козочки, золотые фазаны. «Учителя школ района проводят здесь уроки зоологии», – рассказали в пресс-службе компании.
Большинство опрошенных «Ведомостями» застройщиков уверены: скоро инфраструктура для животных станет такой же привычной вещью, как зона воркаута или закрытый от машин двор. И даже предрекают появление тематических ЖК. «Например, загородного, в составе которого есть конюшня и ипподром», – рассуждает Андрей Колочинский, управляющий партнер «Векторстройфинанса».
Позаботиться об удобстве домашних питомцев в тесной городской застройке сложнее. «Города могут по-другому поддержать владельцев животных. Например, разрешить проходить с собакой (в наморднике) в магазины и кафе или выгуливать ее в любых общественных местах – на поводке. Главной проблемой остается нежелание хозяев убирать за своими питомцами. Здесь помогут только штрафы», – отмечает архитектор, менеджер проектов КБ «Стрелка» Алина Медведева.