Как вернуть дома культуры

Они проигрывают в борьбе за досуг россиян торговым комплексам – но это можно изменить
При грамотной модернизации система ДК могла бы оказать колоссальное влияние на устойчивое развитие общества и стать фундаментом развития креативной экономики. Один из успешных примеров обновления – ДК ЗиЛ в Москве /ДК ЗИЛ

До 1990-х гг. дома культуры (ДК) были, говоря современным языком, центрами притяжения, формировали общественные пространства населенных пунктов. Некоторые дворцы культуры и по сей день остаются хранителями культурной идентичности регионов. В 1975 г. их насчитывалось 135 000, в 1991 г. – 72 000, а в 2020 г. – 42 000. ДК ветшают, на ремонт нет финансирования, спрос на их услуги у населения небольшой.

В СССР ДК имели четкую классификацию и разделялись на дома народного творчества, находившиеся в ведении Министерства культуры, ДК профсоюзов различных отраслей народного хозяйства, дома офицеров Советской армии, дворцы пионеров и школьников, ДК колхозов и совхозов, ДК интеллигенции (дом актера, дом учителя, дом журналиста, дом архитектора и проч.). С 1990-х гг. ДК массово утратили свою роль в жизни российского общества. Одна из причин – кризис промышленного сектора: не стало предприятий, которые финансировали всю эту культурно-массовую работу для сотрудников того или иного производства. Деньги «на культуру» практически перестали выделять и на федеральном уровне. Те ДК, которые продолжают функционировать, в настоящее время частично финансируются государством как объекты культурного наследия. В основном этого финансирования хватает на поддержание жизни, но не на развитие, так как в своем нынешнем статусе и виде ДК малоэффективны.

Два года назад команда проекта «Идентичность в типовом» в партнерстве с агентством стратегического развития «Центр» и Союзом московских архитекторов и при поддержке Фонда президентских грантов начали программу «ДК-XXI: культура, образование, развитие».

Основное внимание в программе, стартовавшей 1 января 2019 г., сфокусировано на ремонте и реконструкции старых и строительстве новых зданий, а также на внедрении более современных форматов деятельности и сервисов. Цель – перезапуск системы ДК в масштабах страны, чтобы превратить их в ключевые элементы формирующейся в России креативной экономики.

Когда появились другие способы проведения досуга – торговые центры, кафе, кино и т. д., – ДК занимались не созданием чего-то нового, а сохранением того, что уже есть, говорит Дарья Наугольнова, архитектор, куратор проекта «Идентичность в типовом». Творческие студии практически не изменились с советского времени. «Сейчас посетители ДК – это преимущественно пенсионеры, которые начали ходить туда еще в молодости, и дети, которых приводят родители или бабушки и дедушки, в то время как ДК мог бы обеспечивать досуг людям всех возрастов, так как его потенциал гораздо больше реализуемого сейчас», – уверены кураторы проекта «Идентичность в типовом». В то же время ДК, особенно в небольших населенных пунктах, имеют хорошую транспортную доступность, сложившуюся композицию окружающей застройки и рассчитаны на обслуживание определенного количества посетителей, живущих в шаговой доступности.

Уже есть результаты. Например, в конце октября в Карачаево-Черкесии стартовал проект «Идентичность в типовом», направленный на исследование и модернизацию системы ДК. До конца 2022 г. планируется изучить потребности жителей республики в городах и селах, провести несколько обучающих онлайн- и офлайн-мероприятий с руководителями и сотрудниками ДК региона, создать онлайн-платформу для взаимодействия ДК с творческими предпринимателями и разработать прототип нового многофункционального культурного центра и стратегию его функционирования.

Разработаны проекты и начинается реконструкция дворца культуры в городе Ельце и дома дружбы народов в Якутске.

Инициаторами проекта по ревитализации системы ДК по стране стали молодые архитекторы – Наугольнова и Алексей Боев (бюро Visota, Нидерланды) при поддержке в том числе Creative Industries Fund NL. Все началось в Воронеже три года назад, где при поддержке департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области прошел воркшоп со студентами-архитекторами. «Результатом стали концепции реновации трех дворцов культуры, одна из них – опять-таки с поддержкой администрации города – была реализована. Успех проекта привлек к теме внимание профессионального сообщества и доказал, что дать новую жизнь советским типовым ДК – это не утопия, а вполне реалистичная и перспективная программа. При грамотной модернизации эта система может стать фундаментом развития креативной экономики», – говорит Наугольнова.

Проект быстро масштабировался и перешел от исследовательского формата к разработке практических инструментов модернизации и перепрограммирования ДК, значительная часть которых занимает здания, построенные по типовым и авторским проектам в 1970–1980-е гг. в стилистике советского модернизма. Официально памятниками эти здания не считаются, но обладают весомой ценностью и как значимые явления в истории развития российской архитектуры, и как объекты, выполняющие важнейшую социокультурную задачу, напрямую связанную с пластом креативной экономики, которой помимо идей нужно еще и материальное пространство. Каждое здание уникально благодаря связи с историей и традициями региона или города. С годами эти здания обрастали большим количеством незаурядных архитектурных элементов, и сейчас многие оригинальные дома или дворцы культуры, построенные в середине XX в., – это настоящая живая история места, которую нельзя потерять при модернизации.

Типовое и креативное

Впрочем, по словам директора агентства «Творческие индустрии» Екатерины Сачковой, если с концепцией для культурно-досуговых учреждений как элементов государственной или муниципальной культурной политики все достаточно понятно, то с креативными индустриями и кластерами сложнее. «Кажется, что идея ДК близка концепции креативного кластера. Но буквально накладывать одну систему на другую не получится, потому что индустрии и кластеры – это про производство и арендные отношения, а ДК – про досуг и саморазвитие, не говоря о большом количестве формальных ограничений для бюджетных организаций при осуществлении рыночной деятельности».

«ДК – это все-таки не ресурсный центр и не коворкинг, которыми пытаются порой их подменить. Если в этом пространстве можно арендовать помещения для офисов, даже лукаво декларируя, что это для «культурных» кружков и секций (днем офис, вечером йога), это все равно не то единое пространство с возможностью проведения, например, выставочных или гастрольно-концертных мероприятий, которое создано для развития и поддержки исключительно креативных индустрий и культурных проектов», – считает председатель комиссии по коммуникациям, информационной политике и открытости власти общественной палаты Московской области Мария Большакова.

Большакова рассказала про частный ДК «Арт-звено» в Звенигороде, который по популярности и статусу мероприятий и участников обогнал официальный городской Центр Любови Орловой, финансируемый из областного бюджета. В «Арт-звене» днем проходят занятия живописью, классическим рисунком, музыкой, танцами. Там же проводят небольшие камерные концерты и спектакли, можно купить картину местного художника, выпить кофе, купить кисти и краски. Но абсолютно все подчинено единой цели: обучению, поддержке и развитию культурного продукта, подчеркивает Большакова. «Кстати, стоимость земель там, где расположились арт-резиденции, обычно возрастает в геометрической прогрессии», – добавляет она.

У ДК должно быть собственное место в системе креативной экономики. По мнению Сачковой, на этих площадках с успехом могут существовать образовательные и развивающие практики, направленные, например, на популяризацию компетенций XXI в. Современный ДК может стать лабораторией для креативных стартапов, местом для поиска, разработки и презентации продукта потенциальной аудитории с подстраховкой в виде финансовой поддержки государства. В России принята федеральная концепция развития творческих индустрий (распоряжение правительства РФ от 20 сентября 2021 г. № 2613-р), подробный план мероприятий Министерство культуры должно представить в правительство до 1 марта 2022 г.

«По мере увеличения числа творческих предпринимателей и творческих инициатив встанет вопрос о площадках для их локализации – и тогда мы увидим самые разнообразные примеры коллаборации с существующими культурно-досуговыми учреждениями», – уверена Сачкова. «Главное – чтобы ДК были готовы к диалогу и сотрудничеству с новыми индустриями, с новой аудиторией», – подчеркивает она.

Денег нет

Системная модернизация ДК необходима. Однако пока на госуровне такой полноценной программы не существует. В нацпроекте «Культура» Минкультуры РФ выделяет средства на ремонт, переоборудование или строительство новых типовых учреждений культуры, однако денег на их полноценное наполнение и функционирование нет.

«Культурно-досуговые учреждения получают из бюджета около 60–70% от минимально необходимого для поддержания деятельности финансирования. Эти средства идут на оплату коммунальных платежей и зарплаты сотрудникам. Бюджет может варьироваться в зависимости от текущих проблем учреждения. Среди учреждений существует внутренний рейтинг, который высчитывается исходя из нескольких десятков параметров (в нашем регионе эта система называется «600 баллов»). Это также способствует увеличению финансирования либо помогает получать целевые субсидии», – рассказывает главный специалист по культурно-досуговой деятельности управления культуры администрации Екатеринбурга Ирина Соколова.

Но даже в самом прогрессивном и благополучном учреждении, по словам Соколовой, бюджетные выплаты не покрывают основных статей расходов – у каждого учреждения есть определенный финансовый план, выполнение которого покрывает дефицит по зарплатам, платежам на содержание здания и т. п. Основной источник дополнительных средств – платные мероприятия с участием коллективов художественной самодеятельности ДК, совместные с партнерскими компаниями и т. п. Приносят средства платные кружки – чистой прибыли получается совсем немного, но благодаря им есть постоянный оборот и целевая аудитория.

«Сейчас все большее распространение получает инициативное бюджетирование, благодаря которому учреждения могут приобрести дорогостоящее оборудование или осуществлять ремонты», – рассказывает Соколова. Учреждение находит партнера либо инициативную группу, готовую взять на себя часть расходов по проекту, а на остальную выделяются средства из бюджета. По ее словам, получить гранты и субсидии непросто «в условиях тотальной нехватки специалистов, имеющих опыт подготовки успешных заявок».

За последние 10 лет большинство ДК научились существовать в таких жестких экономических условиях, но это ситуация выживания, а не развития. На то, чтобы двигаться вперед, проводить комплексную модернизацию, не говоря уже о реконструкции зданий, нет средств и других ресурсов. Соколова считает, что нужна общегосударственная нормативная база, регламентирующая деятельность культурно-досуговых учреждений. «На фоне детально прописанной работы детских школ искусств и театров культурно-досуговые учреждения руководствуются методическими рекомендациями. Если бы у нас было четко определено штатное расписание в зависимости от типа, площади, количества проводимых мероприятий и т. п., возможно, было бы более достойное финансирование», – надеется она.

Попытки разработать и внедрить новые форматы предпринимались и ранее, но они не получили распространения. Есть ряд положительных примеров местных инициатив в Москве (модернизация ДК ЗиЛ), в Татарстане, Якутии и т. д. Есть также немало примеров, когда ДК оживали благодаря активности руководства и поддержке со стороны городских или региональных властей. Но эти примеры в основном ограничиваются косметическими изменениями и появлением отдельных новых форматов деятельности.

Создание комфортной инфраструктуры и актуального ассортимента услуг (кафе, уютное фойе, комната матери и ребенка) – необходимый минимум. Потребность в знаниях удовлетворят библиотека и коворкинг, потребность в физической активности – спортзал, потребность в общении –  сообщества. Но обновление здания и набора функций – это лишь начальный этап перезапуска ДК. На следующем необходимо оценить потребности посетителей, наладить взаимодействие с активными сообществами, обучить персонал, наконец, привлечь креативных предпринимателей и платежеспособных посетителей, чтобы обеспечить всему предприятию финансовую устойчивость. «Помимо основных функций ДК может брать на себя и решение различных социальных проблем, – считает Наугольнова. – Например, в некоторых районах могут быть востребованы услуги, связанные с интеграцией мигрантов: оказание им психологической поддержки, программы профориентации и дополнительного образования».

В настоящее время большинство ДК – госучреждения и функционируют за счет бюджетных средств, это накладывает на них колоссальное количество ограничений. «Например, чтобы совершить необходимые закупки, требуется оформить массу документов. У бизнеса практически нет шансов развиваться на территории ДК из-за сложностей с законодательством», – рассказывает Наугольнова. Решением могло бы стать государственно-частное партнерство. «Оно может означать, что девелоперы, строя новый район, будут закладывать социокультурный центр как необходимый инфраструктурный объект, такой как школа или поликлиника», – считают кураторы проекта. Коммерческий директор девелоперской компании Glincom Иван Татаринов объясняет скепсис бизнеса в отношении таких проектов: «Далеко не всем девелоперам интересно восстанавливать такие объекты. Любой инвестор стремится реализовать понятную модель с понятными сроками возврата вложений и доходностью, никто не стремится выдумывать новые форматы. Все еще нет успешных примеров реконцепции ДК с понятной бизнес-моделью».

И все же примеры есть. В поселке Агроном в Липецкой области открылся филиал детской школы искусств имени К. Н. Игумнова. Здание бывшей музыкальной школы реконструировали при поддержке компании «Агроном-сад». В старую постройку вдохнули новую жизнь, сохранив первозданный внешний вид здания. «Мы считаем, что создание благоприятной и поддерживающей среды чрезвычайно важно для жителей. А для нас важно создавать комфортные условия для людей, работающих и проживающих в нашем регионе», – говорит гендиректор «Агроном-сада» Алексей Волочай.

ГК «Гранель» в ЖК «Театральный парк» в Королеве строит ДК «Бурково» на месте деревянного здания 1930-х гг. Новый дом культуры с отделкой и оборудованием передадут администрации города.

Наугольнова убеждена, что «все больше людей видят необходимость в существовании доступного и актуального созидательного досуга в России».