Спецпроект

Рельсовая революция

Какие перемены ждут московскую подземку в следующую пятилетку
Ежедневно московским метро пользуется более 7 млн человек /Евгений Разумный / Ведомости

Москва в 2021 году вошла в тройку мегаполисов мира с лучшей транспортной системой вместе с Сингапуром и Пекином, тогда как четыре года назад была лишь на шестой строчке, говорится в материалах консалтинговой компании McKinsey. Среди главных факторов роста аналитики называют строительство метро и Московских центральных диаметров (МЦД). В следующую пятилетку московскую подземку также ждут большие перемены, рассказали в столичном стройкомплексе.

Большая стройка

За последние 10 лет в столице открыто 160 новых станций метро Московского центрального кольца (МЦК) и МЦД, рассказывал мэр Москвы Сергей Собянин на «Форуме России: определяя будущее». Метро – приоритетное направление развития транспортной инфраструктуры города, протяженность метро за 10 лет возросла в 1,5 раза, построено 143,5 км линий, отмечают в стройкомплексе города.

Реализованная за эти 10 лет транспортная программа спасла город от совершенно реальной угрозы – фрагментации территории, иначе из одного района в другой москвичи ездили бы «как в командировку» с ночевкой, считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. «Москва осталась цельным, связанным городом. Темпы строительства метрополитена по европейским меркам рекордные», – сказал он.

Согласно программе «Развитие Московского метрополитена», в период с 2022 по 2026 гг. в Москве планируется построить 45 станций (сейчас их всего 250) и более 100 км линий, сообщил «Ведомости.Недвижимости» руководитель столичного департамента строительства Рафик Загрутдинов. Ежегодно в среднем из бюджета на это предоставляется по программе «Общественный транспорт «Метрополитен» 220 млрд руб.

К 2030 г. пассажиры будут пользоваться 655 станциями метро и железной дороги в самой Москве и городах, входящих в московскую агломерацию, протяженность метро планируется удвоить, будет открыто пять Московских центральных диаметров (МЦД), рассказывал Собянин.

За 10 лет в Москве построено 143,5 линий метрополитена /Андрей Гордеев / Ведомости

Кольцо замкнется

По словам Загрутдинова, в 2021 г. в Москве было построено 12 станций Большой кольцевой линии (БКЛ) с учетом реконструкции станции «Каховская» (протяженность  24,8 км). В начале декабря был дан старт пассажирскому движению на участке БКЛ длиной более 20 км от станции «Мнёвники» до «Каховской». Впервые со времен ввода в эксплуатацию первого пускового комплекса в 1935 г. было открыто сразу 10 станций, подчекнули в пресс-службе мэра и правительства столицы. Для многих пассажиров время в пути сократилось до 35–45 минут.

«Уже в первый вечер работы новыми станциями воспользовались 53 000 пассажиров: 29 000 вошли на станции, 24 000 сделали пересадки», – говорилось в сообщении Telegram-канала  департамента транспорта Москвы.

В 2022 г. основные строительно-монтажные работы на Большой кольцевой линии планируется завершить, сообщил Загрутдинов. «Будут построены три станции Северо-Восточного участка, четыре станции Восточного участка, реконструированы две станции Каховской линии (войдут в БКЛ – «Ведомости. Недвижимость»). Всего предполагается ввести в эксплуатацию 24,2 км». По словам Собянина, больше 70% этого гигантского, сложнейшего проекта уже реализованы. «Остаются девять станций, которые, безусловно, в основном построим уже в следующем году, и, надеюсь, в 2023 г. кольцо полностью замкнется и будет работать уже в полноценном режиме», – сказал мэр на открытии десяти станций БКЛ.

Большое кольцо имеет грандиозное значение, считает Блинкин. «У нас в основном поездки в подземке совершаются по конфигурации буквы «П»: доезжаем до старого московского кольца, пересаживаемся влево или вправо, а потом едем в другом направлении, а нужно – между «ножками» «П». Для человека это лишнее время, для транспортной системы – лишняя работа. За счет БКЛ с пересадками на радиальные линии метро транспортная работа будет сильно сокращена, люди выиграют время», – уверен он.

Самая длинная линия Москвы

После завершения строительства в 2022 году БКЛ (70 км) станет самой протяженной линией московского метро и третьей по счету внутригородской кольцевой линией рельсового пассажирского транспорта после Кольцевой линии и МЦК. Всего на БКЛ разместится 31 станция. Со станций БКЛ можно будет сделать 20 пересадок на другие ветки метро, а также пересесть на МЦК, линии железной дороги и МЦД. Большое кольцо соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от Кольцевой линии.

Дворец для народа

Еще в советские времена строительство первых станций метро проходило под девизом «Создадим дворец для народа!». Архитектура подземки отличалась монументальностью и торжественностью, и это ценили зарубежные специалисты. Например, в 1939-м проект станции «Маяковская» получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке (автор проекта – архитектор Алексей Душкин).

Преемственность традиций и запоминающийся облик – особенность и станций подземки нового поколения. Например, станцию «Лефортово» Большой кольцевой линии стилизовали под старинные гравюры ХVII–XVIII вв., «Воронцовскую» оформили в космической тематике: ее потолок украшает Млечный путь. «Особо важные объекты проектируются и строятся по результатам творческих архитектурно-градостроительных конкурсов, в состав жюри которых входят эксперты различных областей проектирования, в том числе проектирования метрополитена», – рассказал Загрутдинов.

В барельефах на станции «Давыдково» увековечили героические профессии МЧС России /stroi.mos.ru

Вместе с оригинальными станциями пассажиры получают и современные поезда. Так, по БКЛ курсируют поезда «Москва 2020». В них широкие двери и панорамные окна, световая индикация открытия и закрытия дверей, множество информационных табло, система обеззараживания воздуха, USB-разъемы возле каждого сиденья и на панелях возле информационных экранов. Как писал Сергей Собянин на своей официальной странице в соцсети «ВКонтакте», скоро в московском метрополитене появится технология связи 5G.

Ближе к дому

Московское метро развивается синхронно с градостроительной политикой города, считает эксперт тематической площадки Общероссийского народного фронта «Жилье и городская среда» Павел Склянчук. «Нередко еще жилой квартал не застроен, а метро уже подведено. Такая связность жилищного строительства и развития транспортной инфраструктуры благоприятно сказывается на качестве жизни в Москве и превосходит многие европейские города», – считает он.

Так, до присоединения к столице в Новой Москве метро не было, первая станция «Румянцево» Сокольнической линии открылась в 2016 г., а сейчас здесь уже работают восемь станций. Кроме того, строится новая радиальная линия Троицкая, которая протянется от станции «ЗИЛ» до присоединенных территорий.

Только в 2021 г. новые станции подземки появились в восьми районах Москвы и тем самым связали их между собой (с запада на юг), среди них Хорошево-Мнёвники, Можайский, Очаково-Матвеевское, Раменки, Проспект Вернадского, Обручевский, Зюзино. В пешеходной доступности от новых станций метро располагаются 15 строящихся жилых комплексов, состоящих из 49 корпусов, общий объем предложения в этих новостройках – около 3900 квартир и апартаментов, подсчитали аналитики сервиса покупки новостроек в Москве и Подмосковье «Синица».

Станция «Мичуринский проспект». Район Раменки, где она появилась, – в лидерах по ценам на новостройки у станций БКЛ, по данным компании «НДВ – супермаркет недвижимости» /stroi.mos.ru

Новые станции метро обеспечивают пересадки на станции метрополитена, МЦК, МЦД, маршруты наземного городского транспорта, образуя транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), которые дают возможность пассажирам в поездках по городу выбирать оптимальные пути. Так, в ТПУ объединены станция БКЛ «Кунцевская» и одноименные новые станции Арбатско-Покровской и Филёвской линий, а также платформа МЦД-1 и остановки наземного общественного транспорта. Параллельно идет благоустройство территорий, прилегающих к станциям метрополитена, строительство пешеходных переходов, парковок, улично-дорожной сети, а также коммерческих объектов.

Возрастное ограничение: 16+