Молодым жителям Казани удалось добиться появления в городе самого большого экстрим-парка в Европе

4,2 га у моста Миллениум – чуть ли не самая дорогая земля в городе
Площадки под открытым небом, дополненные зданием со спортивной и образовательной инфраструктурой, сделали экстрим-парк «Урам» всесезонным общественным пространством – это первый в стране объект подобного масштаба /Эмиль Шарифуллин для Legato Sports Architecture

Открытая часть крупнейшего в Европе экстрим-парка «Урам» (в переводе с татарского «улица») приняла первых посетителей летом 2020 г., а в ноябре 2021-го заработал Центр молодежной культуры «Урам». Экстрим-парк, вошедший в шорт-лист архитектурной премии ArchDaily, предназначен для молодежи, увлекающейся видами спорта, которые еще недавно считались андеграундными, но после Игр-2021 в Токио стали олимпийскими дисциплинами.

Территория парка – это 4,2 га на Кремлевской набережной Казани, у моста Миллениум (здесь чуть ли не самая дорогая земля в городе). Это первый в стране объект подобного масштаба. Второй год с мая по ноябрь BMX-райдеры, скейтбордисты, самокатеры и роллеры оттачивают трюки в открытой части парка. Всего около 4000 спортсменов тренируются здесь регулярно, примерно 6000 горожан приходит в «Урам» в выходные, а на международные соревнования и городские праздники собирается до 10 000 человек. За два месяца работы крытого центра его посетило более 9000 человек. Центр «Урам» принял чемпионат и первенство Республики Татарстан BMX Freestyle Park, фестиваль уличных культур, тренировочные сборы сборной России по BMX-фристайлу и т. д.

Международные соревнования и городские праздники собирают до 10 000 человек на территории парка «Урам». На фото – международный турнир по брейкингу и уличному искусству «COMBOnation» /Дмитрий Тибекин

Место и время

Идею создания экстрим-парка казанские спортсмены вынашивали лет пятнадцать. Тогда мало кто из принимающих решения верил, что это массовое увлечение. В 2017 г. активисты попросили выделить землю у моста Миллениум для занятий экстремальными видами спорта. В 2019-м неформальный День молодежи собрал на территории заброшенного аэропорта около 10 000 молодых людей, и здесь же президенту Татарстана Рустаму Минниханову была презентована деятельности сообщества УРАМ (URban Art Movement).

Мария Крюкова, директор парка «Урам», принимавшая участие в организации того праздника, вспоминает: «Мы просто собрали всех вместе: BMX-райдеров, баскетболистов, скейтбордистов, трейсеров, танцоров, представителей других молодежных групп, объединенных общими хобби. Рустам Нургалиевич планировал визит на полчаса, но увидев, сколько нас собралось, остался на полтора, пообщался с ребятами и дал добро на строительство экстрим-парка. Вначале речь шла о том, что нам выделят территорию на окраине, рядом с очистными сооружениями. Мы были согласны на любой участок. Но тогда же, в декабре 2019 г., в Казани была утверждена «Стратегия развития набережной реки Казанки». Победитель конкурса, Orchestra Design, предложил создать по берегам реки, проходящей через весь город, 12 парков, связанных велопешеходными маршрутами, – каждый со своим сценарием. «Ураму» повезло стать первой реализованной частью проекта и получить территорию в центре».

Пространство под мостом Миллениум молодежь облюбовала давно, однако оно было довольно маргинальным. Доступ к мосту с стороны дороги был перекрыт забором, через который перелезали уличные художники, одни граффити на опорах моста регулярно перекрывались другими. Стихийную смену экспозиции можно наблюдать и сейчас. Только теперь эти уличные выставки разворачиваются на глазах у тысяч посетителей «Урама».

Екатерина Гольдберг и Эдуард Моро, сооснователи бюро Orchestra Design, отвечавшие за «Стратегию развития набережной реки Казанки», рассказывают: «Когда мы исследовали сценарии использования берегов Казанки, увидели, что пространство под мостом Миллениум облюбовали скейтбордисты, стрит-художники и другие сообщества, связанные с уличной культурой. В Казани есть не только любители, но и профессиональные спортсмены-экстремалы, которые тренируются в других городах, но вернулись бы в свой город, если бы появилась инфраструктура. Тогда вместе с Наталией Фишман-Бекмамбетовой и министерством по делам молодежи Республики Татарстан мы заложили сценарий парка, предусматривающий возможность самореализации для разных субкультур. Экстрим-объекты играют в «Ураме» центральную роль, но предусмотрены и футбольные, волейбольные площадки, пространство с уличной едой, площадки для танцевальных битв, модных показов, барахолок и др.».

Экстрим-объекты, такие как памп-трек, бетонный боул, площадка для паркура и стрит-плаза, играют в «Ураме» центральную роль, но предусмотрены и футбольные, волейбольные площадки, пространство с уличной едой, площадки для танцевальных битв /Дарья Самойлова

Над «Урамом» работало около 150 человек, большинство – молодые райдеры, потенциальные его пользователи. За проектирование и строительство всесезонного парка, реализацию всей инфраструктуры и инженерию отвечало московское бюро Legato Sports Architecture. Компания, специализирующаяся на спортивной архитектуре, была основана в 2016 г., когда Мария Зельтен и Василий Борисенко встретились в Никола-Ленивце, образовали семью и деловое партнерство. 

Они разбираются в экстрим-объектах не понаслышке: Василий – легенда российского BMX-фристайла, пионер экшн-индустрии в России, а Мария (директор Legato Sports Architecture) с юности занималась скейтбордингом. После травмы, закончив с серьезным спортом, Василий искал новые занятия. Проектированию, строительству учился сам. Первый заказ ребята получили на памп-трек для Школы олимпийского резерва в Москве. В Татарстан команду впервые пригласили в 2017 г., когда появился запрос на строительство небольшого экстрим-парка с памп-треком и площадкой для велотриала в Горкинско-Ометьевском лесу. Тогда же их позвали посмотреть площадку у моста. Получив заказ на «Урам», Legato Sports Architecture переехали в Казань, открыли филиал бюро и организовали собственное производство спортивного оборудования, чтобы весь цикл, от идеи до реализации, был под контролем. За сложные узлы в команде отвечает выдающийся инженер Владимир Стребань, раньше сотрудничавший с Николаем Полисским в Никола-Ленивце.

Открытая часть парка была создана буквально за полгода. Здание Центра уличной культуры открыли через год. Для работы над дизайном пригласили Kosmos Architects – команду, известную такими проектам, как павильон Nike в Парке Горького, здание института «Сколтеха» в Сколкове (над которым архитекторы работали в составе команды бюро Hertzog & De Meuron), «Шато Шапито» в Грузии.

Оттенки серого

Площадь двухэтажного Центра молодежной культуры «Урам» – 7900 кв. м. Внутри пространство поделено на четыре основные функциональные зоны: внутренняя «улица», классический скейтерский бетонный боул, эйр-парк, получивший название «Фанерное море», и яркий лекторий. Также здесь разместились центр современной музыки, школа диджеинга, танцевальный зал, кафе, выставочное пространство, раздевалки с душевыми и туалетами, медпункт. У каждой зоны своя атмосфера, в то же время их дизайн опирается на общие приемы, делающие пространство цельным.

«Здание – интерактивный лендмарк, который видно с противоположной стороны реки, с моста Миллениум, отовсюду, – объясняет Артем Китаев из Kosmos Architects. – Мы присоединились к проекту, когда уже была согласована конфигурация постройки и ее место на генплане. Придумали из прямоугольного здания сделать абстрактный символ, парящий в парке, обшить его материалом, который мог бы отражать небо, меняться в зависимости от погоды. Для 100-метрового фасада мы выбрали простой дешевый материал, который может выглядеть круто. Взяли профилированный металлический лист и отшлифовали его поверхность».

/Карина Калимуллина

В отделке использованы и другие «уличные» материалы различных оттенков серого: бетон, шлакоблоки и стеклоблоки, сетка рабица. Монохромному пространству нужен был выразительный акцент. Для навигации и зонирования ввели максимально яркий сигнальный цвет «вольт» – желто-зеленый, самый заметный издалека. Цветом выделили зону ресепшн, информационное табло, эвакуационные выходы, с помощью цветных акцентов сформировали альтернативную геометрию пространства.

Для навигации и зонирования ввели максимально яркий сигнальный цвет «вольт» – желто-зеленый, самый заметный издалека. Цветом выделили и зону ресепшн /Илья Иванов

Бетонный боул (глубокая чаша) предназначен для скейтбординга, подходит как для тренировок, так и для соревнований. Формой он напоминает осушенный бассейн – в таких начинали кататься в несезон первопроходцы скейтбординга в США, калифорнийские серферы. До появления «Урама» в России не было крытых круглогодичных бетонных боулов для профессионального скейтбординга. Василий Борисенко создал эту зону совместно с одним из лучших скейтбордистов мира – шведом Джоном Магнуссоном.

Эйр-парк «Фанерное море» для BMX-фристайла, площадью 1700 кв. м, Legato Sports Architecture спроектировали совместно с пятикратным чемпионом России по BMX-фристайлу Иреком Ризаевым, который представлял Россию на Олимпийских играх в Токио в 2021 г. Родом он из Казани, но раньше ездил тренироваться в США, Великобританию и Нидерланды. Теперь его база дома. Это не просто место для катания, но и уникальный пример деревянной спортивной архитектуры – фанерный эйр-парк «Урама» получил премию «АрхиWood».

Эйр-парк «Фанерное море» для BMX-фристайла площадью 1700 кв. м /Илья Иванов

Архитекторы решили фанеру не красить, оставили выразительные чистые формы. «По опыту, ничего с фанерой со временем не происходит, только остаются на ней следы от колес, как на любом другом материале», – объясняет Китаев. «Скорее парк устареет морально, чем испортится фанера. Через пару лет можно будет обработать ее абразивными материалами, чтобы убрать черные полосы от колес и заменить верхний слой в местах, где это будет необходимо», – говорит Борисенко.

«Фанерное море» делится на три зоны. В тренинг-зоне спортсмены учатся делать трюки – разгоняются с высоты, прыгают и приземляются в поролоновую яму с батутом. Научившись, переходят во вторую тренировочную зону с матами и резиновым покрытием. Отточив трюк, перемещаются в основное многоярусное пространство эйр-парка – основную зону, где ошибаться не стоит. Чтобы люди не травмировались и совершенствовались быстрее, в «Ураме» работают тренеры и открыта спортивная школа. Зона эйр-парка окружена по периметру зоной отдыха – галереей с видами на Казанку и трансформируемым выставочным пространством.

«Наличие зрителей важно для прогресса катающихся, – объясняет Зельтен, – спортсменам нужно салютовать публике, чтобы было больше стимулов совершенствоваться».

Спортивные зоны объединены внутренней «улицей» – большим коридором, бетонный пол которого позволяет продолжить катание. В лектории слушатели располагаются на ярких вольтовых ступенях, а потолочное пространство сформировано облаком светильников-точек /Илья Иванов для Legato Sports Architecture

«СНИПов, регламентов согласования подобного рода спортивной инфраструктуры в России не существует. Стандарты 2000-х гг. создают даже некоторые небезопасные ограничения для катания. В отсутствии регламентов кроются и возможности, и сложности. Если начнут стандартизировать, то, скорее всего, вся эта рукотворная красота превратится в достаточно простые, повторяющиеся формы скейт-парков, коробки с острыми углами, которые можно встретить во дворах. Мы тестируем объекты, получаем добровольные сертификаты безопасности. Спортивная экспертиза участников команды позволяет из собственного опыта программировать различные сценарии, не создающие конфликтные и травмоопасные ситуации», – говорит Зельтен.

Сами себе девелоперы 

«Урам» – пространство, которое вовлекает, захватывает, формирует сообщества и помогает им развиваться. Стандартные варианты благоустройства не работают так мощно, как места, у который есть четкая идеология и понятные активные пользователи. Это самая яркая на сегодняшний день иллюстрация к теме соучаствующего проектирования. Будущие пользователи территории, по сути, выступили ее девелоперами – доказали важность создания подобного пространства, получили землю и финансирование из бюджета Республики Татарстан. 

Эксплуатация всесезонного парка обходится в 45 млн руб. в год. Эти деньги выделяются из бюджета. Уличная часть – общественное пространство, открытое и бесплатное для всех. К проведению масштабных международных событий привлекаются спонсоры из разных сфер бизнеса, но, как правило, со спортивной тематикой.

Чтобы попасть в спортивные зоны крытого центра, необходимо приобрести абонемент, остальные его части бесплатны. Стоимость разового посещения варьируется от 350 до 800 руб., в зависимости от продолжительности пребывания и дня недели. Абонементы можно приобрести на один, три или шесть месяцев, на год – от 5000 до 25 000 руб. По плану коммерческие помещения в крытом «Ураме», такие как кафе, будут сдаваться в аренду.

Уличная часть парка – общественное пространство, открытое и бесплатное для всех /Даниил Шведов

Интересно, что некоторые спортсмены выбрали Казань как новое место для жизни. Есть семьи, в которых дети профессионально тренируются и которые переезжают в город на лето. У юных райдеров появляется возможность заниматься на реальных больших фигурах, как на международных соревнованиях. В настоящее время на улице Подлужной, рядом со входом в «Урам», строится отель, а в 2020 г. на этой же улица появились предложения об аренде квартир, которыми активно пользуются приезжие спортсмены и их семьи.

«Молодежную аудиторию чаще всего обходят вниманием. А тут – удобная транспортная доступность, близость к Кремлю. Благодаря вовлеченности и личному опыту команды учтено все, вплоть до нюансов повседневной атмосферы», – комментирует успех проекта «Урам» Сергей Георгиевский, руководитель агентства стратегического развития «Центр». 

«Мы мечтали создать объект подобного масштаба с юношества, строили его как для себя. До его появления приходилось убеждать чиновников, что не нужно задвигать скейт-парки на периферию города. Основные возражения были такими: «Молодежь шумная, будет вести себя неподобающе». Мы же понимали, что нужно проектировать достойные спортивные объекты на уровне с другими качественными общественными пространствами. Экстремальные виды спорта – зрелищные. Подобный экстрим-парк будет интересен не только профессиональным райдерам, но и людям, которые придут просто посмотреть. Мы создали сцену для самовыражения молодежи, творческих личностей, которые двигаются и говорят на своем языке, но им точно есть что сказать. Спроектировали парк, построили, расчехлили доски и сами пошли кататься в нем», – резюмирует Зельтен.

Посмотреть все