Спецпроект

«К 2023 г. мы завершим новый транспортный каркас Москвы»

Рафик Загрутдинов, глава департамента строительства, о программах развития для города и отрасли
Максим Стулов / Ведомости

Глава департамента строительства Москвы уверен, что пандемия не заставит город отказаться от намеченных планов – но для их успешного воплощения необходимо повышать престиж профессии строителя и переводить процессы в цифру.

– Рафик Равилович, вы уже отметили десятилетний юбилей работы в департаменте строительства Москвы, из них два года будучи его руководителем. Можете подвести какие-то личные итоги?

– Когда мы осуществляем такие масштабные программы, я считаю, что говорить про личные итоги не правильно – если ты не командный игрок, столь глобальные вещи просто не реализуемы.

До перевода в департамент строительства Москвы в 2010-м году я работал в дружной команде [с 2006 г. – замминистра Республики Татарстан по инвестиционно-финансовой политике министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства] и знаю: когда ты выходишь на серьезные задачи как специалист и хочешь реализовать себя, это можно сделать только в мощной команде единомышленников. Мне повезло – я попал в московскую команду профессионалов.

Рафик Равилович Загрутдинов

руководитель департамента строительства города Москвы
Родился 12 мая 1975 г. В 1997 г. окончил Казанскую государственную архитектурно-строительную академию по специальностям «инженер-строитель», «экономист-менеджер». Кандидат экономических наук.
1997-1998 гг.
«Региональный экспертный центр», эксперт по оценке имущества
1998-1999 гг.
ведущий специалист отдела архитектуры и реставрации Музея-заповедника «Казанский Кремль»
1999-2005 гг.
работал в комитете Республики Татарстан по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (в дальнейшем — Комитет РТ по антикризисному управлению), прошел путь от главного специалиста до первого заместителя председателя
2010-2011 гг.
исполняющий обязанности руководителя Департамента дорожно-мостового строительства города Москвы
с 2011 г.
первый заместитель руководителя Департамента строительства города Москвы
С января 2020 г.
руководитель Департамента строительства города
Женат, четверо детей

Итоги нашей деятельности почти за 11 лет показывают, что преобразования в Москве есть, но не мне им давать оценку. Оценивать нашу работу должны в первую очередь москвичи.

Сделано много, но если выбрать какой-то один проект, то это «Лужники». Как только было принято решение проводить чемпионат мира по футболу в Москве в 2018 г., меня как первого заместителя руководителя департамента, назначили куратором проекта по реконструкции «Лужников» и всей сопутствующей инфраструктуры – а это около 20 объектов. Я с удовольствием взялся за эту работу, Лужники – это энергетически правильная территория, там хорошо работалось. И я рад, что нашей команде удалось отстоять решение о реконструкции, а не сносе стадиона (что было в планах по требованию ФИФА, чтобы получить стадион большего размера). Мы сохранили старый фасад, но в то же время «Лужники» выглядят так, как будто их построили только вчера, а там уже кипит жизнь, люди занимаются разными видами спорта.

Стадион «Лужники» /Максим Стулов / Ведомости

Транспорт и реновация

– С первых дней, когда был образован департамент [постановление об утверждении положения о департаменте строительства города Москвы от 5 марта 2011 г. №59-ПП], мэр города Сергей Собянин определил принцип нашей работы: город будет развиваться программно. Были разработаны программы для строительства объектов здравоохранения, образования, спорта. Особенно такой программно-целевой метод был важен для решения транспортных проблем. Я помню, как мы раскладывали на полу 10-метровые карты вылетных магистралей, анализировали, как они пойдут, какие ресурсы необходимы, чтобы создать именно ту инфраструктуру, которая могла бы привлечь внебюджетные инвестиции. В этом направлении, на мой взгляд, сделано много, и мы четко видим, что к 2023 г. можем завершить новый транспортный каркас города. Реконструированы вылетные магистрали, клеверные развязки на МКАДе заменены направленными съездами. Построены совершенно новые линии метрополитена. Ведь задача стоит – чтобы 90-95% москвичей жили в шаговой доступности от метро.

8-9 млн москвичей каждый день пользуются метро, без него Москву себе тяжело представить. Долго ждали метро в Солнцеве – и вы знаете, что в первое время население района Раменки было против строительства новой станции этой ветки у себя. А когда метро пришло в эти районы, то уже все довольны – и стоимость жилья там на 15-20% выросла. Это значит не только то, что девелоперы теперь могут дороже новостройки продавать – в этом районе в основном уже сложившаяся застройка, – а то, что ценность недвижимости москвичей в этих районах повысилась. Главное – стало удобней передвигаться по городу. Преобразился Мичуринский проспект, снизилась его загруженность автомобильным транспортном.  

– Москвичи вообще вредные и не любят перемен.

– Я это понимаю: сложился уже определенный уклад, окружение, в котором ты живешь, в котором родители твои жили. Но Москва неизбежно должна развиваться, это требование времени. Не будет инвестиций в инфраструктуру – не будет рабочих мест, не будет добавленной стоимости, не будет налогов в бюджет.

– Реновация – одно из важных и сложнейших направлений в работе департамента. Как вам удалось выстроить работу так, чтобы процесс пошел и люди уже хотели переехать в новые дома?

– Когда проанализировали программу капитального ремонта – пришли к выводу, что занимаясь только ремонтами и реконструкцией, мы бы получили за большие деньги лишь незначительные косметические изменения устаревших домов. В части из них, например, коммуникации замурованы в полах и стенах. И город начал искать другое решение. В августе 2017 г. мэром Москвы Сергеем Собяниным была утверждена программа реновации жилищного фонда. Сегодня в программу включено 5176 домов, в которых проживает около миллиона жителей. В некоторых районах мы обновляем две трети жилых кварталов.

Панельные пятиэтажки строились по заданию Хрущева, чтобы решить определенные задачи в течение намеченного срока. Это время уже прошло. Еще лет через 30 что было бы с этими домами? Хочу подчеркнуть, что такой масштабной программы нет ни в одной стране. Нигде в мире не сносят ветхое жилье, находящееся в собственности граждан, чтобы потом дать им новые квартиры. И утвержденный стандарт реновации – на высоком уровне, некоторые девелоперы подтягиваются под этот стандарт. У нас горизонтальная разводка, умные счетчики, оптимальные площади жилья, которое проходит строжайшую многоступенчатую приемку. Квартиры, построенные для целей реновации, в выгодную сторону отличаются от коммерческого массового жилья.

Программа тяжелая, но мэр поставил задачу, чтобы и она потихоньку выходила на самоокупаемость. Уже много сделано: мы ввели 2 млн кв. м, всего в адресно-инвестиционной программе до 2024 г., принятой на днях, запланировано строительство 5 млн кв. м. Но нам нужно не только построить, но и обеспечить 100% финансирование.

В 2022 – 2024 гг. по программе реновации в Москве построят более 300 жилых домов площадью около 5 млн кв. м, планируется организовать переселение 155 000 москвичей. С начала 2021 г. под переселение уже передано 50 новых корпусов (594 700 кв. м) и подобраны 60 новые стартовые площадки с градостроительным потенциалом 1,2 млн кв. м. /Евгений Разумный / Ведомости

Мы стараемся соблюдать сроки строительства стартовых домов, даже несмотря на то, что вмешался коронавирус. В прошлом году нам все-таки пришлось на месяц остановить стройки. А что такое остановка стройки? Необходимо вернуть назад отправленных домой людей, на что потребуется уже три месяца.

– Как, кстати, будет в этом году? Ведь уже объявлены нерабочие дни и никто не знает точно, как долго будут действовать ограничения?

– По указу президента и всем нормативным актам на уровне РФ и субъекта мы относимся к отрасли непрерывного цикла. Поэтому мы не будем останавливать работу на стройках. Все дома, возводимые по программе реновации, планируем ввести в эксплуатацию в намеченные сроки. До конца года планируется ввести в эксплуатацию более 30 жилых домов.

– Строительный мусор – один из главных загрязнителей планеты сегодня, а снос – это многие тонны мусора. Куда вы его свозите?

– Отходы строительства и сноса, в том числе грунтов, перемещаются на специализированные объекты приема.

Год назад в Москве заработала автоматизированная система контроля за перемещением отходов с объектов строительства по госзаказу – с применением мобильного приложения, в котором фиксируются габариты и виды отходов, информация о пункте приема и другие необходимые данные. Далее движение грузового транспорта в режиме реального времени контролируется через систему спутниковой навигации. Оплате подлежат только рейсы автомобилей, по которым отходы строительства доставлены на утилизацию без нарушений порядка. С помощью системы в 2021 г. уже проконтролировано перемещение более 8 млн тонн отходов с объектов строительства по госзаказу.

Автоматизированная система контроля динамично развивается, внедряется дополнительный функционал. С 2022 г. планируется распространить систему на все объекты строительства в Москве.

Департамента строительства Москвы

Департамент реализует государственную политику в области градостроительства. Он размещает государственный заказ на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для объектов капитального строительства, проектирование, строительство, реконструкцию за счёт бюджета. Департамент также координирует обращение с отходами строительства и сноса в Москве.

– Много компаний строит жилье по программе реновации?

– В настоящее время нашими контрагентами являются более 100 организаций. Мы расторговываем площадки на срок 10-12 лет – получив такой контракт от города, застройщику нужно позаботиться о том, чтобы обеспечить стройку трудовыми ресурсами, нужными материалами и т.д., работать над повышением производительности труда и выполнять то, что делают крупные девелоперы во всем мире, – комплексно осваивать территории. Они начинают вкладывать средства в развитие, в производства – это важно. Компании создают рабочие места, а это поступления в бюджет города.

Если там, где надо снести большое количество домов и новые возвести, начнет работать много застройщиков, начнется хаос. Поэтому – один подрядчик управляет процессами на большой территории.

– А что вы можете сказать по поводу модульного домостроения? Рассматривается ли применение модульных конструкций в строительстве по горзаказу?

– В Новой Москве – в поселке Марушкинское уже смонтировано трехэтажное экспериментальное здание модульного дома.

Продолжается строительство экспериментального завода по выпуску модульных конструкций. Планируем его завершить в конце этого года. В марте следующего года на базе экспериментального завода планируется произвести и смонтировать восмьмиэтажное здание с последующей его разборкой и перебазированием на строительную площадку. Также в настоящее время идёт проектирование основного здания завода. В декабре 2021 г. планируется сдать проект в экспертизу. После завершения строительства будет принято решение о целесообразности использования этой технологии в программе реновации.

Монтаж инженерных коммуникаций и отделочные работы при возведение жилых домов – одни из самых трудоемких процессов. Изготовление укрупненных деталей инженерных систем в заводских условиях увеличит скорость и качество сборки, повысит производительность труда. Также на заводе можно собирать полностью укомплектованные душевые кабины и санузлы, и не только для панельных домов, где эта технология уже давно опробована, но и для монолита. 

Применение модульных конструкций позволит обеспечить около 80% заводской готовности квартир и мест общего пользования с отделкой, сантехническими и электромонтажными работами.

Престиж профессии

– Согласно АИП, в 2022-2024 гг. планируется построить и ввести более 700 городских объектов с учетом строительства домов по программе реновации, около 58 км линий метро, 285,6 км дорог и так далее, а как с ресурсами: стройматериалами, рабочими строительных профессий?

– Со строительными материалами проблем нет. Да, они подорожали – это отдельная тема. С трудовыми ресурсами не все однозначно. ИТР стройки обеспечены и в Москве таких специалистов можно найти, но рабочих маловато. И этому есть объяснение: последние 20 лет в стране совсем не занимались подготовкой рабочих строительных специальностей. Все учились на экономистов, юристов, финансистов – и никто не стремился получить среднее специальное строительное образование. На западе строитель – это престижная профессия. Если у человека в салоне автомобиля лежит строительная каска – это всем говорит о том, что едет уважаемый человек. Мы, к сожалению, престиж строительной профессии потеряли, но сейчас стараемся все восполнить.

– Каким образом это можно сделать?

– Нашей отрасли на всех уровнях сейчас уделяется много внимания. И в руководстве страны есть строитель. Я об этом говорю не потому, что работал с Маратом Шакирзяновичем [Хуснуллиным], знаю его лично, а потому что уверен в его высоком профессионализме. В настоящее время и на законодательном уровне сделано многое, что повышает статус строителя. Сокращается инвестиционно-строительный цикл, минимизируется бюрократия.

У нас часто говорят: «Не хотим, чтобы работали приезжие». Но сами россияне на стройку не всегда идут. Впрочем, для того, чтобы строить такие объемы, местных трудовых ресурсов не хватит, как показывает опыт мегаполисов мира. На сегодняшний день проблему решаем следующим образом: приглашаем не просто рабочих, а специалистов строительных профессий из-за рубежа – из Турции, Узбекистана: они работают не хуже турецких коллег. Но конечно мы хотим видеть на стройках россиян. У наших контрагентов сейчас работает 65 000 человек, не хватает еще 15 000, но и без них мы программу реновации не сорвем. Но могли бы перевыполнить, если бы были эти люди.

– Застройщики привозят иностранных рабочих, но они вскорости уходят на менее сложную работу, например, становятся курьерами. Недавно на Форуме лидеров рынка недвижимости «Ведомостей» девелопер обратился к представителю Сбербанка, рассказав, что рабочие, которых он привез на стройку, ушли трудиться в Сбермаркет. Можно как-то на это повлиять, ведь так может продолжаться бесконечно?

– Нет, нельзя. Мы живем в рыночной экономике, и как запретить людям переходить на другую работу? Но это будет продолжаться не бесконечно. Со временем рынок все это отрегулирует и потребность в таком количестве курьеров тоже отпадет. Поэтому мы идем двумя путями: повышаем производительность труда и более системно подходим к привлечению трудовых ресурсов.

– Возможно проблема в низкой зарплате строителей?

– Зарплаты реально выросли. Сейчас монолитчик получает 80 000-90 00 руб., инженер – от 120 000 руб., и платят вовремя. К тому же мэр выпустил постановление об индексации строительных контрактов. И это своевременно, если этого не сделать, то нам остается только останавливать стройку. В строительстве сегодня сложнейшая ситуация, и наша задача – сохранить компании. В начале 2000-х гг. я занимался реструктуризацией строительных организаций, предприятий промышленных и строительных материалов, и знаю, что такое их распад. Нужно 3-4 года, чтобы с нуля любую строительную компанию создать, чтобы люди сработались и эффективно пошла работа.

Две трети средств Адресной инвестиционной программы (АИП) столицы на 2022 – 2024 гг. планируется направить на развитие транспортной инфраструктуры: строительство объектов метрополитена, железнодорожного транспорта и улично-дорожной сети. /Департамент строительства Москвы

Новые технологии

– Может роботов уже пора запускать в котлован?

– На сегодняшний день это неоправданно дорого. И не надо забывать, что стройка дает кумулятивный эффект: обеспечивает людей работой, дает добавленную стоимость. Наша задача – построить объект качественно, вовремя его сдать, чтобы строительные организации и налоги заплатили, и люди получили зарплату. Это же все взаимосвязанные вещи.

Мы пришли к тому, что без технологий информационного моделирования просто невозможно. И это не просто трехмерный чертеж здания, где видно все коммуникации. Это про оцифровку всего жизненного цикла строительства, от принятия решения до ликвидации здания, включая эксплуатацию.

– Цифровизация все шире охватывает частные девелоперские компании, а что в этом плане происходит в департаменте строительства?

– Департамент сейчас активно в этом направлении двигается, прекрасно понимая, что с первого января 2022 г. мы все должны работать уже в этой новой реальности. Это сложная задача, но Москва к ее решению готова. Есть два блока. Электронный документооборот в Департаменте уже налажен, есть программный продукт, и я нажатием одной кнопки могу посмотреть статус каждого из 700-800 объектов. Мы оцифровали все документы и сейчас движемся к оцифровке процесса принятия решений. А ведь чтобы построить здание, только нам как заказчику нужно пройти 3000 бизнес-операций, от оформления участка и проектирования до определения аукционной цены, заключения контрактов с генподрядчиком. У меня есть четкое понимание плана мероприятий и я уверен, что мы будем в числе первых, кто перейдет на технологии информационного моделирования.

– И когда этот процесс должен завершиться?

– Я вас, наверное, огорчу, но во всем мире так и не достигли финиша на этом пути. Это бесконечный процесс. И что-то все-таки остается на бумаге. Так что вопрос не в том, когда это переход произойдет, а в том, на каком уровне? Мы поставили задачу, чтобы до конца 2023 г. у нас проектная документация по всем объектам была в BIM и прием работ, исполнительная документация – в электронном виде. И это касается всех городских подрядчиков, иначе они не успеют в «уходящий поезд».

– Многие крупные застройщики уже живут в этой цифровой реальности. Но у них нет уверенности в том, совпадут ли их системы с теми, что использует департамент?

– Вы прямо зрите в корень. Коммерсантов много и много систем, платформ. Мы предвидели это и делаем такую настройку, шлюз, чтобы со всеми компаниями можно было интегрироваться.

Проблема в том, что мы и частные застройщики работаем по разным стандартам. Так в одной компании нам говорят: «Ребята, мы уже исполнительную документацию КАМАЗами не возим». Но мы руководствуемся бюджетным законодательством. Допустим, переводим исполнительную документацию сейчас в электронный вид, а журналы производства работ – не можем, так как по требованию Ростехнадзора и федерального законодательства все это должно быть только на бумаге. Теперь мы вышли с законодательной инициативой о цифровизации и этой документации. Мы последовательно двигаемся, меняем законодательство, чтобы стряхнуть весь этот бумажный груз.