Спецпроект

Инвестиции приходят туда, где есть инфраструктура

Рафик Загрутдинов, глава департамента строительства Москвы, о новых больницах по мировым стандартам, мигрантах на стройках и о том, как можно будет проехать город за 20 минут
Максим Стулов / Ведомости

– Рафик Равилович, скоро конец года. Успеете все объекты ввести, которые запланированы адресно-инвестиционной программой? 

– Адресно-инвестиционная программа (АИП) сейчас сформирована на 2022– 2024 гг. с остатками на 2025 г. Если говорить о программе 2021 г., то мы идем четко в графике, несмотря на сложности, связанные с пандемией. АИП учитывает возможности и бюджета, и строителей. Можно и триллионы заложить, но главное – деньги надо превратить в объекты недвижимости, в инфраструктуру. Мы в работе применяем программно-целевой метод, координируем работу с отраслевыми департаментами. Стройка – вещь сложная, могут быть отклонения вправо-влево, но мы делаем все возможное для соблюдения сроков. 

И еще надо учесть, что АИП ежегодно растет на 10–15% и по объемам [того, что должно быть сделано], и по финансированию. За прошедшие 11 месяцев мы сделали больше, чем за аналогичный период 2020 г. По финансовым вложениям в АИП в 2021 г. у нас рекорд – 737 млрд руб., и это связано прежде всего с реализацией больших программ города. Например, дан старт масштабной программе строительства объектов здравоохранения. 

Рафик Равилович Загрутдинов

руководитель департамента строительства города Москвы
Родился 12 мая 1975 г. В 1997 г. окончил Казанскую государственную архитектурно-строительную академию по специальностям «инженер-строитель», «экономист-менеджер». Кандидат экономических наук.
1997-1998 гг.
«Региональный экспертный центр», эксперт по оценке имущества
1998-1999 гг.
ведущий специалист отдела архитектуры и реставрации Музея-заповедника «Казанский Кремль»
1999-2005 гг.
работал в комитете Республики Татарстан по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (в дальнейшем — Комитет РТ по антикризисному управлению), прошел путь от главного специалиста до первого заместителя председателя
2010-2011 гг.
исполняющий обязанности руководителя Департамента дорожно-мостового строительства города Москвы
с 2011 г.
первый заместитель руководителя Департамента строительства города Москвы
С января 2020 г.
руководитель Департамента строительства города
Женат, четверо детей

Медицина: вертолеты, роботы-ассистенты и мама рядом

– Что именно планируется построить? 

– Речь идет о более чем 30 объектах, более 600 000 кв. м – это колоссальный объем, такого еще не было в Москве. В этом году формируется задел, а в 2022 г. примерно две трети объектов введем. 

Сейчас строим четыре крупнейших скоропомощных стационарных комплекса на базе четырех больниц: НИИ СП им. Н. В. Склифосовского, ГКБ им. С. П. Боткина, ГКБ № 15 им. О. М. Филатова и ГКБ им. В. М. Буянова. В них будет до секунды расписана логистика оказания экстренной помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, травмами. На двух комплексах предусмотрены вертолетные площадки на крышах (на НИИ Склифосовского и Боткинской больнице). На территории Филатовской больницы уже такая есть. Площадка для больницы им. Буянова проектируется. Пациентов будут принимать по принципу разделения потоков на красный, желтый и зеленый. Красный – для самых тяжелых больных, когда человека надо срочно спасать. Желтый – средней тяжести, зеленый – для людей, которые приходят в лечебное учреждение самостоятельно. На мероприятиях международного уровня (чемпионат мира по футболу, различные международные выставки и т. д.) предъявляются жесткие требования к оказанию первой медицинской помощи. А мы сейчас еще выше поднимем планку. 

Новые больницы – это уникальные объекты с передовым оборудованием. Например, строится новое здание лечебно-диагностического комплекса в Московском клиническом научно-практическом центре им. А. С. Логинова на шоссе Энтузиастов. Это будет многопрофильная онкологическая клиника, в которой в том числе можно будет делать филигранные роботассистированные операции (когда хирург управляет специальным оборудованием – руками робота, а они намного точнее человеческих рук). Летом будущего года мы его планируем ввести. 

В лечебно-диагностическом комплексе на территории Инфекционной клинической больницы № 1 будут не только лечить от разных инфекций, но и проводить необходимые операции инфекционным пациентам. Инфекционная больница предполагает разделение потоков, поэтому пациентов будут заводить через открытые галереи, для врачей делаются внутренние коридоры, разделенные лифты. Комплекс рассчитан на 456 мельцеровских боксов, которые полностью изолируют пациента. Но если нужно, при вспышках инфекций например, количество коек возможно увеличить вдвое. 

Больница св. Владимира (многопрофильный комплекс ГБУЗ «ДГКБ св. Владимира ДЗМ») детская. Дети смогут здесь находиться в палатах с родителями. Такого у нас в стране практически нет, мы смотрели, как это работает в США, в Европе. Мы тоже родители, все проходили через детские больницы, знаем, как дети пугаются шприцев, запаха спирта, лекарств. Для ребенка важно создать домашнюю атмосферу, чтобы он был с мамой. А здесь появятся и игровые площадки, и комнаты отдыха для родителей. 

В Коммунарке большой больничный комплекс, на территории бывшего СССР он, наверное, такой единственный, построенный за последнее время. Примерно 80 000 кв. м – это была первая очередь, сейчас будем вводить вторую, еще 80 000 кв. м. Инфекционную детскую больницу мы ввели летом, идет строительство роддома, амбулаторного, инфекционного корпусов, в перспективе – корпус лучевой терапии. 

Департамента строительства Москвы

Департамент реализует государственную политику в области градостроительства. Он размещает государственный заказ на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для объектов капитального строительства, проектирование, строительство, реконструкцию за счёт бюджета. Департамент также координирует обращение с отходами строительства и сноса в Москве.

Комфорт на транспорте

– Почти 70% средств АИП направляется на формирование транспортного каркаса – около 500 млрд руб. Почему такое предпочтение именно этому проекту? 

– Мэр Москвы поставил задачу в 2023 г. завершить формирование основного транспортного каркаса. Мы подходим к этому комплексно: строим дороги, хорды, вылетные магистрали, новые станции метро, БКЛ, МЦК и МЦД. Вся эта система взаимосвязана и объединена с помощью ТПУ, которые должны обеспечивать удобную пересадку пассажиров с одного вида общественного транспорта на другой. 

Но чтобы заставить человека пересесть из любимой машины на метро, на автобус, надо создать комфортную инфраструктуру, кроме того, должно быть удобно просто дойти до метро. Станции должны быть в пешей доступности, с ними мы приходим в новые районы. Сейчас закупаются вагоны комфортабельные, бесшумные, с кондиционерами, с WiFi. Можно поработать во время поездки, а на пересадке выпить кофе. 

– Как Подмосковье участвует в создании транспортного каркаса – ведь проект напрямую касается жителей области? 

– Да, есть понятие «Московская агломерация». Еще в 2010 г. мы смотрели, сколько миллионов машин приезжает в Москву, сколько выезжает. Мы обязательно учитываем строительство примыкающих федеральных трасс. Вылетные магистрали согласовываем с Московской областью и правительством РФ. Федеральная программа Московского транспортного узла софинансируется из федерального бюджета, по железным дорогам есть средства РЖД. 

Возьмем дорогу Москва – Санкт- Петербург: на МКАД за счет федерального бюджета построена развязка. Мы ее интегрировали с Северо-Восточной хордой, чтобы не получилось так: из Питера машины приехали – и сразу уткнулись в пробку на МКАД. 

Важное звено – ЦКАД. После ее ввода МКАД превратилась в городскую магистраль, ведь все грузовые транзитные потоки отлавливаются на ЦКАД. 

Дальше дороги выходят на хорды. Кстати, про хорды нам говорили: «Зачем вы строите транзит?» Да это не транзит, это для москвичей городская дорога без светофоров. Ведь миллионы москвичей живут за МКАД. Северо-Западную хорду мы завершили, мэр поставил задачу в 2022 г. сдать Северо-Восточную в пределах МКАД, остался только участок в районе Дмитровского шоссе. И можно будет, заезжая в город с севера, проехать в Некрасовку. А далее небольшой участок соединения со строящейся магистралью Москва – Нижний Новгород – Казань будет завершен к 2023–2024 гг., как раз подойдет к завершению строительства федеральной магистрали. Жители Некрасовки, Железнодорожного, всего восточного направления смогут приезжать на работу по бессветофорной Северо-Восточной хорде. И общественный транспорт по хорде тоже поедет без светофора. Можно будет за 20 минут пересечь город. 

Говоря о транспортном каркасе, мы должны брать в расчет и передвижение грузов. Для того чтобы город жил, экономика развивалась, нужно товары перемещать быстро и своевременно доставлять к месту назначения. Многие уже привыкли к тому, что можно еду на дом получить за 15 минут. Но для этого должна быть создана инфраструктура: из логистических центров по хордам товары будут поступать в город, отправляться в магазины и дальше к горожанам на стол. В мире единичные примеры такой развитой инфраструктуры в бытовом плане. 

124 объекта

общей площадью более 2,252 млн кв. м ввел в эксплуатацию департамент строительства города за 11 месяцев 2021 г. В том числе шесть объектов здравоохранения, семь – образования, два культурных и пять спортивных объектов, а также 76 жилых домов 

– А почему мы раньше не занимались такой интегрированной транспортной системой, ведь на экспертном уровне разговоры давно велись? И основа была – кольцевые дороги, малое железнодорожное кольцо еще при царе построили. 

– У каждого времени свои задачи, когда-то надо было просто выживать. В 2010 г., если помните, Москва стояла в колоссальных пробках, люди не могли доехать до аэропорта, на самолеты опаздывали, только аэроэкспресс спасал. 

Москва и сейчас по протяженности дорог от мировых столиц существенно отстает: дороги занимают чуть больше 10% площади города. А в западных городах норма – 20– 30%. Но мы уже ежегодно строим не менее 100 км дорог в год. 

Тут все взаимосвязано: если город не будет вкладываться в инфраструктуру, не придут инвестиции. Москва сейчас идет в рост по инвестициям в основной капитал не только от бюджета, но и от частных компаний. Так что начинаем получать эффект от вложения в инфраструктуру. 

Реновация и кадры

– По программе реновации в 2021 г. будет введено около 1 млн кв. м жилья. В 2022–2024 гг. планируется построить 5 млн кв. м. Сколько город построит по другим программам? 

– Согласно АИП, в 2022–2024 гг. предусмотрена 1281 квартира для детей-сирот и очередников. И 1404 квартиры для обманутых дольщиков. Распределение площадей определяет департамент городского имущества. 

Но программа реновации многие вопросы решает. Эти дома завтра могли бы стать аварийными. В пятиэтажках часть очередников живет, они переезжают. 

«Лишние» квартиры, построенные за бюджетные деньги по реновации, уходят на электронные торги. Любой человек может купить квартиру у города, это надежная, безопасная сделка. Пока таких квартир немного, в 2025–2026 гг. будет больше. 

– Москва хочет сократить на стройках число иностранных рабочих. Сами справимся? 

– Справимся за счет повышения производительности труда. У департамента на стройках работает 65 000 человек, не считая проектировщиков, заказчиков. Около 35–40% – это мигранты, граждане стран СНГ. Среди них есть высококвалифицированные специалисты, прорабы и инженеры. Есть представители среднего звена рабочих специальностей, профессиональную подготовку которых в России в свое время утратили. Поэтому какой-то процент квалифицированных рабочих мигрантов, наверное, останется: сварщики, бетонщики, арматурщики – они нам нужны, и они прекрасно работают. 

Мы разрабатываем программу по повышению производительности и привлечению на стройку жителей РФ. Надо давать людям хорошую работу, повышать зарплату, поднимать статус профессии строителя, предоставлять социальные гарантии, обеспечивать безопасность. Размещать в хороших строительных городках, обеспечивать питанием, спецодеждой. Это, кстати, уже делают серьезные компании. При таких условиях люди из российских регионов пойдут на стройку работать. Это будет способствовать повышению престижа профессии. 

– Есть деньги на повышение зарплаты? 

– Повышая производительность труда, мы сокращаем число строителей, в основном малоквалифицированных. Высвобождаются деньги, которые направляются в фонд заработной платы. Так что все можно решить в пределах средств, выделенных на строительство объектов. И люди будут приезжать. Обеспечить стройки Москвы только москвичами нереально, слишком большие масштабы. 

– Поедут? 

– Если платить достойную зарплату – поедут. На стройке веселее работать, чем, например, в охране, и для здоровья полезнее – физический труд на воздухе. Работа тяжелая, зато строители видят результат – готовый дом. И обратите внимание: среди людей нашей профессии много долгожителей.-