«Инвестиции в инфраструктуру на многие годы вперед обеспечат системное развитие города»

Рафик Загрутдинов, глава Департамента строительства города Москвы, о предварительных итогах выполнения поставленных задач в 2022 г. и о планах на 2023‒2025 гг.
Рафик Загрутдинов, глава департамента строительства Москвы /Максим Стулов / Ведомости

– Уходящий год был не простым для экономики города, так как наряду с текущими задачами необходимо было оперативно реагировать на вызовы времени. Сказалось ли это на планах реализации Адресной инвестиционной программы города Москвы?

– Мы закончим 2022 г. с превышением прошлогодних показателей где-то на 17‒18 %. Это огромные объемы! Все препятствия, возникавшие в 2022 г., существенно не повлияли на реализацию Адресной инвестиционной программы.

Да, у нас возникали определенные сложности, но мы уже прошли 2020 г., когда случился коронавирус и произошел разрыв логистических цепочек. Эти цепочки пришлось восстанавливать и находить альтернативные решения для продолжения строительства. Сейчас мы стали более подготовленными к подобным вызовам. У нас действует четкая система принятия решений как на уровне руководителя департамента строительства, так и на уровне заместителя мэра и, конечно, на уровне мэра Москвы. Благодаря четкому разграничению полномочий по всем отраслевым вопросам, на решение возникающих сложностей у нас уходят в большинстве случаев часы, а не дни и не недели.

К примеру, когда прекратились поставки оборудования из ряда стран, мы оперативно приняли решение перепроектировать объекты под оборудование из тех стран, откуда мы его можем завезти. И все эти решения буквально за неделю были приняты.

На сегодняшний день мы полностью обеспечены материальными ресурсами и ни одна стройка в Москве по линии департамента строительства не остановлена. Более того, мэром Москвы Сергеем Собяниным поставлена задача сократить сроки ввода инфраструктурных объектов. Например, уникальное спортивное сооружение Международный центр самбо и центр бокса в «Лужниках» построен меньше чем за два года, хотя такие объекты строятся четыре-пять лет. Или возьмем лечебно-диагностический комплекс Московского клинического научного центра (МКНЦ) им. А. С. Логинова и новый комплекс инфекционной больницы №1. На их строительство ушло два – два с половиной года с учетом проектирования. В ситуации роста инфляции сокращение сроков строительства позволяет нам сэкономить бюджетные средства. На сегодняшний день могу констатировать, что, если говорить про 2022 г., то мы не то, что с планами справились, мы их перевыполняем, сокращая сроки строительства. 

– С какими результатами департамент строительства завершает 2022 год?

– Инвестиции в инфраструктуру в последние два-три года ежегодно увеличиваются на 10‒15 % и по количественным показателям, и по объемам финансирования. Сейчас в стадии строительства у нас находится порядка 500 объектов.

По программе реновации разработаны все нормативы и подготовлены стартовые площадки, а также сформирован огромный задел: за пять лет мы сдали больше 3 млн кв.м жилья для переселенцев. В этом году мы уже сдали более 50 домов на более 800 000 кв. м. В новую квартиру переедет 100 000-й москвич из 1 млн переселяющихся по данной программе – это каждый десятый! Программа реновации идет четко по плану и строго в тех стандартах, которые приняты городом.

План по дорогам тоже будет выполнен. Порядка 50 км мы уже ввели в эксплуатацию и, как и обещали, построим все запланированные 74,9 км. Также мы сдали 14 искусственных сооружений, а до конца года введем все 20. В последний день ноября мэр Москвы Сергей Собянин провел технический пуск северо-восточного участка Большой кольцевой линии (БКЛ) Московского метрополитена от станции «Электрозаводская» до станции «Савеловская». На северо-восточном участке кольцевой линии находятся две станции глубокого заложения: «Рижская» и «Марьина роща». Станция «Марьина роща» стала одной из самых глубоких в метро.  Она располагается на глубине 72 м под землей и оснащена самым длинным эскалатором протяженностью 130 м.

14 декабря состоялся технический пуск движения на участке БКЛ между станциями «Каховская» и «Каширская», до конца года планируется ещё один техпуск на восточном участке БКЛ.

Мы ввели шесть объектов здравоохранения, среди них четыре поликлиники в Кунцеве, Южном Медведкове, Войковском и Савеловском районах. Это новые, с нуля построенные по современным стандартам здания с просторными вестибюлями, стойками информации, с зонами ожидания, с кафе, с правильной логистикой расположения кабинетов. В этом году мы еще ввели роддом в Коммунарке и до конца года планируем сдать там же детский корпус.

Основные строительно-монтажные работы завершим в МКНЦ им. Логинова, и на 2023 г. перейдут только оформительские работы. В декабре мы планируем ввести в строй скоропомощный стационарный комплекс на территории НИИ им. Н. В. Склифосовского. Шестиэтажный корпус площадью чуть больше 21 000 кв.м оснащен вертолетной площадкой и рассчитан на прием до 200 экстренных пациентов в сутки.  Это первая из шести крупных станций скорой помощи, которые будут построены в Москве. Все они будут работать по новым стандартам оказания  экстренной  медицинской помощи, где посекундно рассчитано время оказания помощи трем категориям больных по принципу отбора «триаж» (triage). В зависимости от состояния потоки больных будут распределяться на три категории: «красную», когда нельзя ждать ни минуты, «желтую» – требуется срочная помощь, а «зеленую», когда нет угрозы для жизни. В России аналогов таким комплексам нет.

Четко по плану мы строим объекты образования в Москве. На сегодняшний день ввели 12 школ и детских садов и до конца года завершим строительство еще пяти объектов. В конце текущего года мы планируем завершить строительство первого кластера «Ломоносов» в научной долине МГУ – это десятиэтажное многоуровневое здание площадью 65 00 кв.м на проспекте Вернадского. В нем будут располагаться офисы высокотехнологичных компаний, лаборатории для научной деятельности и стартапов, выставочные залы и многое другое.

– В Москве реализуется масштабная программа по благоустройству набережных. Какие участки будут введены в ближайшие годы?

– До 2026 г. в разных районах города будет благоустроено 10 набережных. В ближайшее время будет готов участок набережной Марка Шагала от проспекта Лихачева до МЦК длиной 890 м. Там откроются три причала со спусками к воде, две детские площадки, выставочный зал, амфитеатр с кафе и шесть велопарковок.

В феврале 2024 г. департамент планирует завершить благоустройство Шелепихинской набережной, где будут укреплены берега Москвы-реки, переложены инженерные коммуникации, высажены деревья и кустарники.

В планах на 2025 г. –благоустройство Карамышевской набережной от Живописного моста до улицы Шеногина и набережной в Нагатинской пойме протяженностью 2,5 км. На Симоновской набережной мы приводим в порядок два участка. Первый длиной 1 км – от Крутицкой набережной до ЖК «Ривер Скай» на Восточной улице, а второй участок ‒ от ЖК «РиверСкай» до ТТК. На этом маршруте строится новая двухуровневая набережная с разделением проезжей части и пешеходных и прогулочных зон. Территория благоустройства составит 7,6 га. Работы планируем завершить в 2025‒2026 гг. Также после 2025 г. мы благоустроим отрезок от железнодорожного моста Курского направления МЖД до Братеевского каскадного парка, где появится прогулочная зона длиной 1,6 км с пешеходными, беговыми и велосипедными дорожками. А в 2026 г. реконструируем набережную Москвы-реки от Филевского парка до театра «Мастерская П. Н. Фоменко». Там по проекту предусмотрен «зеленый» маршрут для отдыха и развлечений длиной 6 км с амфитеатром у воды, с кафе, пунктами проката спортивного инвентаря.

– Создается впечатление, что в Москве строить легко. Неужели не возникало никаких сложностей?

Возникают, конечно, но я считаю необязательно выносить в публичное поле все сложности, с которыми мы сталкиваемся. Это наша профессия, и мы работаем в рамках своих компетенций.

Например, даже если взять любой дом, который мы строим по программе реновации, то его нужно спроектировать из тысяч деталей, стоимость и наличие которых на рынке постоянно меняются. Поэтому ежедневно коллектив департамента строительства с подведомственными организациями решает сотни задач и оформляет миллионы листов документации, чтобы потом ввести объект в эксплуатацию по всем требованиям. Чтобы ускорять процессы, мы в департаменте перешли на цифровые решения и последние три года занимаемся оцифровкой строительной документации.  Бизнес-процессы мы описали и перевели в электронную систему. Здания с каждым годом становятся комфортнее и сложнее в эксплуатации. Соответственно, мы уже на этапе проектирования решаем и эти задачи.

Все дается нелегко, но уже сейчас я могу с уверенностью заявить, что практически все проблемы, которые возникали, мы решили.

– Это касается и поставок строительной техники из-за границы? И обеспечения строительными материалами?

– У нас много импортной строительной техники. Когда-то мы ее закупили и завезли, и сейчас она продолжает работать. Что-то уже завозится по новым логистическим цепочкам. Вопрос с импортозамещением техники одним днем не решается, это долгосрочная программа, которую мы планомерно реализуем.

По строительным материалам у нас дефицита нет, так как задействовано отечественное производство. Но и здесь значительная часть производственного оборудования импортная. Эту задачу тоже нужно решать. С одной стороны, путем поиска новых каналов поставок, но более важно  самим наращивать собственное производство. Нам нужен больший объем российских научных разработок, технологий и линий для производства строительных материалов, тогда не будем зависеть от внешних факторов.

– А как обстоят дела с кадрами? В последнее время это болезненная тема для строительной отрасли Москвы.

– С кадрами сложно. Нам всегда не хватает 10‒15‒20 % трудовых ресурсов. Объемы строительства растут, и проблема нехватки персонала остается – это касается и инженерных, и рабочих специальностей.  С переходом на «цифру» увеличилась потребность в специалистах новых профессий, которых в Москве не хватает. Поэтому мы в департаменте с коллегами из центра компетенций разработали семь образовательных программ, чтобы самим готовить нужные кадры,‒ это руководители проектов, цифровые инженеры ПТО и другие. В этом году мы обучили 1000 специалистов, а в прошлом году – 600. Параллельно мы занимаемся вопросами повышения производительности труда, внедряя новые технологии. Мы отдаем себе отчет в том, что проблема будет обостряться, а кадров будет не хватать, поэтому уделяем этому вопросу большое внимание. Главное – резервы для этого есть.

– Расскажите о планах на 2023 г.

– В октябре2022 г. принят бюджет Москвы на 2023 г. и плановый период 2024 и 2025 гг. Составляющей бюджета является Адресная инвестиционная программа в размере 2, 239 трлн руб. из которых 1, 771 трлн руб. выделено Департаменту строительства города Москвы. Это около 80 % бюджета города. Сейчас мы активно проектируем объекты. По утвержденной программе у нас намечено строительство свыше 160 км дорог, 38,9 км линий метро, 18 новых станций и два депо Московского метрополитена. Будет полностью завершено строительство БКЛ и достроен участок Троицкой линии от ЗИЛа до Коммунарки. В плане ввода три объекта: участки Солнцевской линии от станции «Рассказовка» до аэропорта «Внуково»; Люблинско-Дмитровской линии от станции «Селигерская» до района «Северный», Сокольнической линии от станции «Коммунарка» до станции «Потапово».

Мэр поставил задачу в 2023 г. сдать БКЛ, закончить северную и южную части МСД – это будет бессветофорная магистраль длиной 62 км, а также совместно с РЖД ввести МЦД-3 и МЦД-4.

За три года мы построим более 80 объектов социальной инфраструктуры.  Это более 10 медицинских объектов, более 10 поликлиник по новому стандарту и 53 объекта образования. На территории МГТУ им. Баумана появится уникальный образовательный кластер, где по самым современным технологиям мирового уровня спроектировано более полутора десятков научных аудиторий, кампусы на 2400 мест, многофункциональные трансформируемые пространства, объекты культуры и спорта.

По программе «Спорт Москвы» введем в эксплуатацию 22 объекта, из которых 16 – это физкультурно-оздоровительные и спортивно-оздоровительные комплексы. Я считаю, что инвестиции в инфраструктуру на многие годы вперед обеспечат системное развитие города.