Новые принципы городского устройства

Как технологии создают более экологичные и человечные пространства в мегаполисах
Потребность в здоровых, экологичных и удобных городах – социальный запрос, с которым в ближайшее время девелоперам и архитекторам придется жить и работать.

Быстрая урбанизация и развитие технологий привели к тому, что в городах преобладают высотные здания, бетонные кварталы, улицы с растущим движением транспорта и недостатком общественных мест. Но недавние события подарили нам ощущение альтернативной реальности: с меньшим уровнем шума и трафика, более чистым воздухом. Урбанисты и экологи разрабатывают новые принципы городского устройства с учетом тех экосистем, частью которых являемся мы сами. 

Чем заменить асфальт и ливневку

В городах, где в асфальт в буквальном смысле слова закатана большая часть территорий, природный ландшафт разрушается – почва не дышит, дождевая вода не проникает в землю, растения страдают от недостатка воды и погибают. Модульное покрытие из переработанного пластика, разработку которого сейчас ведут сразу несколько европейских научно-исследовательских центров, в отличие от асфальта будет пропускать дождевую воду, одновременно снижая нагрузку на дренажные системы города. Перфорированная структура позволит земле дышать. Кроме того, материал не будет выделять в воздух вредных соединений, которыми славится асфальтовое покрытие. Полностью построенная из переработанных пластиковых отходов, эта система ко всему прочему позволит эффективно избавиться от огромного количества отходов. 

Активно пересматриваются в мире и вопросы управления сточными водами и водоснабжением. На смену обычным дренажным системам и трубопроводам приходят особенные сооружения, расположенные под землей, которые не просто собирают и выводят с поверхности лишнюю дождевую воду, уменьшая тем самым нагрузку на канализационные системы, но и очищают их для повторного использования, например для полива растений или в городских санузлах. 

Цифровые улицы и умные навесы

Светодиодные ленты и матрицы, встроенные прямо в дорожное покрытие, позволят более гибко подходить к вопросам организации автомобильного, велосипедного и пешеходного трафика в городе, уменьшая беспорядок на дороге. Например, при помощи световых поверхностей можно размечать велосипедные полосы и пешеходные дорожки, временно ограничивать движение транспорта на том или ином участке, маркировать подсветкой временные решения – например, объезд. Управляемая централизованно и режиме реального времени система поможет существенно снизить время, которые участники движения ежедневно тратят на дорогу, а также снизить количество аварий и несчастных случаев. Очевидно, что города будут уделять больше внимания развитию низкоуглеродных видов транспорта – электромобилям, общественному транспорту, развитию пешеходных и велосипедных маршрутов.

Экологичным решением, расширяющим возможности использования городских площадок даже в непогоду, без необходимости возводить громоздкие конструкции, павильоны и т. д., могут стать легкие надувные навесы, подвешенные цепными тросами к специальным столбикам. Навесы изготавливаются из переработанного пластика или текстильных волокон и выглядят как полупрозрачные облака – обеспечивают укрытие, не создают тени, пропуская в пространство естественный свет. А тонкие солнечные панели на них вырабатывают энергию, достаточную для подсветки пространства под навесом, когда на улице темно. 

Во многих странах общественное пространство уже используется для размещения инфраструктуры, генерирующей энергию, например светильники на фотоэлектрических элементах есть на улицах и крышах домов. Но технологии идут дальше. Так, специальные датчики, размещенные на деревьях, позволяют производить энергию, когда дует ветер. А пьезоэлектрическая керамика, встроенная в поверхность дороги, – преобразовывать вибрацию транспортных средств в электрическую энергию. 

«Реализация «медленных», гармоничных пространств, которые резонируют со стремлением человека к более осмысленной и сбалансированной жизни, требует комплекса строительных, технологических, инженерных инициатив и решений, но вкупе они и дают тот самый эффект, когда «целое больше его частей».

Ближе к небу

Все чаще архитекторы используют крыши зданий: разбивают сады со свойственным им биоразнообразием и организуют общественные пространства. Крыши – прекрасный ресурс для развития городского фермерства, от частных огородиков до коммерческих теплиц по выращиванию зелени, грибов, овощей. Это позволяет обеспечивать резидентов района свежими продуктами без лишних транспортных расходов и углеродного следа. Крыши могут использоваться и для размещения ячеек онлайн-доставки, и для установки возобновляемых источников энергии. 

У подавляющего большинства жителей мегаполисов сформировано мнение, что озеленение территорий в городе – это такой компромисс, который едва ли решает вопросы экологии, но повышает визуальную привлекательность пространства. Это не так. Если к вопросу подходить комплексно – работать не только с насаждениями, но и частично пересматривать транспортную схему и т. д., – экологическую обстановку можно улучшить в разы. Например, в проекте Aldgate Square в лондонском Сити удалось превратить замкнутую, достаточно депрессивную территорию в зеленое общественное пространство, где количество выбросов в атмосферу существенно сократилось. Здесь улучшили сеть пешеходных и велосипедных маршрутов, перекрыли автомобильное движение на перекрестке улиц Миддлсекс и Сент-Ботольф и посадили более 70 деревьев. В результате всех этих улучшений количество выбросов сократилось до уровня ниже ежегодных норм – впервые с начала измерения загрязненности воздуха в 2003 г., а жилье стало стоить почти на 20% дороже.-