Какое благоустройство нужно в мегаполисе

Есть решения, позволяющие организовать зеленую площадь или сквер там, где их, казалось бы, быть не может
Чувствовать, что город настроен к тебе приветливо и учитывает твои интересы, пожалуй, главный маркер органичной городской среды

Проблема, с которой сталкиваются мегаполисы, – как создавать парки и рекреационные зоны при дефиците свободных земель и делать городскую среду комфортной даже в условиях перманентного прироста населения. 

Плотная застройка способствует более эффективному использованию территорий и помогает коммерчески обосновать и компенсировать затраты на транспортную и инженерную инфраструктуру. Однако складывается впечатление, что остается все меньше и меньше места для качественных и комфортных пространств в городе. 

Один город – несколько центров 

Крупные мегаполисы – от Нью-Йорка и Лондона до Сингапура и Токио – представляют собой множество взаимосвязанных центров, где концентрируются повседневные активности горожан (работа, отдых, развлечения). Концепция полицентризма позволяет создавать более эргономичную и удобную городскую среду и добиваться хороших социально-экономических показателей в каждом отдельно взятом месте.

В Австралии, где проживает одна из самых урбанизированных групп населения в мире, комиссия Большого Сиднея разработала концепцию «30-минутного полицентричного города», в котором горожане за счет развития эффективной транспортной сети за полчаса могут добраться до любого из трех основных районов города: Харбор-Сити (исторически сформировавшийся центральный деловой район); развивающийся Централ-Сити; зарождающийся Вестерн-Сити.

Интересный пример – «Карибский бриллиант»: кластер из 10 городов в Колумбии с населением 14 млн человек, в котором кроме всего прочего есть высокоскоростная железная дорога, другие транспортные системы, объекты торговой инфраструктуры и т. д.

Сам принцип полицентризма подразумевает, что жители либо находятся в непосредственной близости от работы, магазинов, образовательных учреждений и т. д., либо должны иметь возможность беспрепятственно добраться до них в течение получаса. Более того, полицентрические агломерации – это всегда развитие районов смешанного типа: нет исключительно спальных или исключительно деловых. Полицентризм – это база, которая дает все необходимые предпосылки для организации качественных городских территорий в условиях плотной застройки. 

Но есть и прикладные решения, позволяющие организовать зеленую площадь или сквер там, где их, казалось бы, быть не может. 

Общественные места в коммерческой застройке

Сейчас в мире особое внимание уделяется развитию общественных пространств, интегрированных в проекты коммерческой недвижимости: смотровых площадок и ресторанов на верхних уровнях зданий, фонтанов и искусственных водоемов на прилегающих территориях, спортивных парков, скверов и т. д. Фактически эти пространства не связаны с коммерческой деятельностью объекта, но дополняют его функции и в то же время создают дополнительную ценность для города. 

Делать подобные проекты в линейном формате становится все дороже – стоимость земли растет, не всегда у девелопера есть возможность выделить полноценную близлежащую территорию для создания проекта благоустройства. И тут на помощь приходит опыт небольших европейских стран, где каждая пядь земли на вес золота или где землю в течение нескольких столетий приходилось отвоевывать у воды. 

Например, насыпные территории района Nordhavn в Копенгагене всегда требовали крайне экономичного использования, застройка здесь всегда предполагала довольно высокую плотность. Но сегодня это то самое место в Европе, куда едут вдохновляться именитые архитекторы и урбанисты. Все дело в грамотном планировании, в концепции «5-минутного города», позволяющей до любого объекта инфраструктуры, станции метро, клиники или магазина добраться за 5 минут, и в активном использовании не только горизонтального, но и вертикального формата общественных пространств. Так, архитекторы используют крыши зданий в Nordhavn как зеленые сады, как место для установки солнечных батарей, как территорию для размещения почтовых терминалов и вендинговых аппаратов и как полноценные общественные территории. 

Один из интересных проектов – рекреационное пространство площадью 2400 кв. м на крыше общественной парковки. Проект создан компанией JAJA Architects в 2016 г. и предполагает самую разную инфраструктуру для тренировок, игр и коммуникаций в 24 м от земли. По стене паркинга по диагонали идет лестница, которая по своим эргономическим параметрам может использоваться как тренажер для бега. 

Еще один пример – Sky Garden в небоскребе на Фенчерч-стрит, 9 (The Sky Garden at 20 Fenchurch Street) архитектора Виньоли в Лондоне. Вечнозеленый сад расположен на трех верхних уровнях офисного здания в центре лондонского Сити. Верхняя терраса сада – прохладный тенистый лес с древовидными папоротниками и фиговыми деревьями. Средняя – переходный тип растительности от лесной к древней цикадовой (саговниковые растения – например, некоторые виды пальм). Нижняя терраса наполнена красочными цветами, которые радуют посетителей круглый год. Из сада открывается невероятный вид на центр британской столицы. 

Транспорт 
и общественные функции 

Транспортная инфраструктура и общественные пространства, как показывает международный опыт, тоже вполне совместимы. Во многих мегаполисах мира заброшенные объекты транспортной инфраструктуры не сносятся и не превращаются в дорожные полосы. Наиболее популярны на сегодняшний день концепции их переоборудования в общественные пространства – парки, велодорожки, променады, детские игровые зоны. Привлекательность среды, ее разнообразие и эстетика создают условия для повышения высотности в жилой застройке данных территорий без снижения ее удобства для жителей. 

В новом здании станции Crossrail в Canary Wharf (архитектор Норман Фостер) в Лондоне нами был реализован проект Crossrail Station Roof Garden. Это большое многофункциональное общественное пространство с вечнозеленым садом на верхнем этаже многоуровневой железнодорожной станции. Когда-то именно в Canary Wharf доставлялись экзотические растения из дальних стран, и сейчас дизайн The Crossrail Station Roof Garden фактически рассказывает историю тех самых торговых судов, груженных необычными растениями из разных уголков планеты. Сейчас это пространство пользуется популярностью у работников близлежащих офисов, жителей района, туристов. Приехав на станцию, посетив кафе и рестораны на нижних этажах, люди поднимаются сюда прогуляться среди экзотических растений. 

Общественные пространства в жилой застройке

Старая парадигма «мой дом – моя крепость», даже несмотря на ковид, больше неактуальна. Жители готовы и хотят социализироваться, ощущать, что не только квартира, но и территория у дома их. При выборе жилья потенциальные покупатели обращают внимание на то, безопасна ли окружающая среда, есть ли возможность обеспечить детский досуг, насколько застройка доступна для маломобильных граждан и т. д.

Примечательно, что и в жилом секторе совмещение функций на одном пятне застройки и благоустройство по вертикали тоже набирают обороты. Речь идет о зеленых пространствах на верхних – общих – этажах ЖК, эксплуатируемых кровлях, частных террасах. 

Один из самых красноречивых примеров – жилой комплекс «Гора» в Копенгагене известного датского архитектора Бьярке Ингельса. На создание этого проекта его вдохновила горная деревня с небольшими домами вдоль склона. «Гора» построена таким образом, что крыша одного дома становится садом для соседа сверху. «Вертикальный пригород» – так успели окрестить проект Ингельса в профессиональных кругах. Примечательно, что квартиры построены над парковкой на 480 машин. Получается, что три функции здания (парковка, квартиры, сады) объединены на едином участке застройки. 

Какой бы плотной ни была застройка, отрегулировать комфорт пространства можно за счет комплексных урбанистических решений, учитывающих потребности самых разных целевых групп. Важно помнить, что городское планирование – это не просто геометрия улиц и площадей, это избирательный подход и пристальное внимание к существующим проблемам, своевременное решение которых положительно влияет на судьбу территории. Чувствовать, что город настроен к тебе приветливо и учитывает твои интересы, пожалуй, самый главный маркер органичной городской среды.

Посмотреть все