Не бороться, а адаптировать: как решать проблему с затоплениями в городах России

Привычные методы часто не защищают от стихийных бедствий
Застраивая территории у рек, мы сами создаем проблему, с которой потом пытаемся справиться

В мире от наводнений страдает больше людей, чем от любых других стихийных бедствий. Согласно Marsh McLennan, с 1980 г. произошло больше 4600 наводнений в 172 странах, в результате которых погибло более 250 000 людей, а ущерб оценивается более чем  в $1 трлн. Главной причиной более частых наводнений является изменение климата, из-за которого, в том числе, осадки становятся обильнее во многих регионах мира, что приводит к поднятию уровня воды в реках во время сильных ливней. Согласно оценке World Resources Institute, количество людей, находящихся под угрозой во время разлива рек, может вырасти с 65 млн до 132 млн к 2030 г., а к 2050-му – до 195 млн человек.

В России, по данным Росгидрометцентра, около 300 городов и десятки тысяч населенных пунктов подвержены наводнениям с катастрофическими последствиями. Размер среднегодового ущерба от наводнений составляет примерно 40 млрд руб. 

Новые вызовы требуют новых подходов. Привычные методы не справляются с увеличившимся объемом осадков и часто не защищают территории от стихийных бедствий. Становится важным развитие инфраструктуры для адаптации территорий к наводнениям. Разлив реки – это естественный процесс, который не является чем-то ненормальным. Проблемы возникают тогда, когда затапливаемая территория никак не адаптирована к этому явлению.

Сейчас в России довольно часто на затапливаемых территориях располагаются жилые постройки, социальные и коммерческие объекты. В инженерных конструкциях этих зданий никак не учтена вероятность затопления первых этажей. Однако важно понимать, что застройка в поймах рек всегда будет под угрозой. 

Инструменты прогнозирования и моделирования затоплений за последние несколько десятков лет заметно усовершенствовались. В частности, сегодня для отслеживания затоплений применяется дистанционное зондирование Земли. Например, ученые, предприниматели и активисты используют данные спутников Американской программы Landsat и Европейской программы Copernicus. Выпускница Института «Стрелка» Нашин Махтани запустила в Индонезии краудсорсинговую платформу PetaBencana, которая позволяет создавать карты затоплений в реальном времени с помощью краудсорсинга. Google использует технологии искусственного интеллекта, чтобы создать предиктивную платформу, которая будет способна разработать сотни тысяч проекций возможных сценариев затоплений. Но по-прежнему довольно сложно предсказать, когда случится очередное наводнение и насколько разрушительным оно станет. 

Поэтому сам подход к развитию прибрежных территорий должен измениться – пространства и застройка в зонах вероятного затопления должна быть адаптирована к возможному разливу рек. Такие решения могут быть реализованы в разных масштабах. Например, в парках Ганса Тавсенса и Enghaveparken в Копенгагене детские и спортивные площадки выполняют функцию затопляемых резервуаров во время обильных ливней. На региональном уровне такие решения были реализованы в проекте Roomforthe River в Нидерландах, где дайки – разновидность инженерной защиты вдоль берега – и дамбы переместили от береговой линии, создали дополнительные каналы и другие затопляемые пространства. Цель этих и других мер – создать дополнительное пространство для воды во время разлива рек, тем самым снижая риск затопления. На городском уровне, например, в Нью-Йорке сейчас реализуется ряд проектов на прибрежных территориях города. Один из них – Хантерс Поинт в Квинсе (США), где удалось не только создать новое общественное пространство, но и снизить риск затопления района за счет удержания воды на территории парка во время штормов и обильных осадков.

Застраивая пойменные территории жилыми и нежилыми зданиями, мы вступаем в противостояние с естественным гидрологическим циклом реки и сами создаем проблему, с которой потом пытаемся справиться.

Какие есть решения

Чтобы минимизировать ущерб от затоплений, в первую очередь необходимо отказаться от привычного взгляда на связь города с водой. Разлив реки – это естественный процесс, которому не нужно противостоять. К нему нужно адаптироваться. Рекомендуется создавать больше специальных открытых пространств, которые могут наполняться водой во время разлива реки, а когда вода уйдет – выполнять функцию парков. Создание системы затопляемых территорий позволит воде уходить в специально отведенные для нее места, не нанося вреда постройкам рядом с рекой.

Начать работу можно с определения зон затопления или их актуализации. Затем – разработать специальные регламенты застройки на пойменных территориях, которые предполагают минимизацию жилого строительства в поймах рек, и стандарты модернизации уже существующих зданий. Стандарты по модернизации существующей застройки могут включать в себя такие решения, как поднятие домов, гидроизоляция первых этажей в многоквартирных домах, перенос всего технического оборудования из подвалов и первых этажей на верхние уровни, размещение на первых этажах не жилых помещений, а пространств с гибким функционалом, например, выставочных залов, которые можно будет оперативно подготовить к появлению воды.

Эти меры также могут быть включены в стратегию устойчивости к затоплениям, которая в идеальной ситуации должна быть у каждого города, расположенного на реке. КБ Стрелка работает над разработкой подобных документов стратегического развития, стараясь рассмотреть проблему в разных масштабах: изучить не только набережную, пойму или зону затопления, а жизнестойкость (resilience) города в целом. Подобные документы уже применяются во многих городах Европы и Америки, например, в Роттердаме (Rotterdam Climate Adaptation Strategy), Бостоне (Resilient Boston Harbor) и Нью-Йорке (NYCS IRR Coastal Protection Plan).

Строительство дамб не решит проблему

На протяжении долгого времени считалось, что решить проблему затоплений можно с помощью строительства более эффективных дамб. В России до сих пор при разработке мер по защите городов в качестве ключевых решений применяются строительство или реконструкция сооружений инженерной защиты. Например, на днях Минприроды и Росводресурсы предложили создать новый федеральный проект «Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений», в котором среди основных инструментов – возведение защитных сооружений. Однако в долгосрочной перспективе это решение из раза в раз оказывается проигрышным, отчасти из-за устаревания серой инфраструктуры, отчасти – из-за изменений климата, которые влияют на уровень опасности и частоту катаклизмов. Дамбы создают у местных жителей ложное ощущение безопасности, и многие начинают строить жилые дома в зонах риска. В результате, когда единственную стену прорывает или уровень воды становится выше высоты дамбы, последствия оказываются разрушительными.

Значительно более эффективным и полезным с разных точек зрения может быть создание многоуровневой системы защиты, которая должна включать в себя зеленую инфраструктуру и стандарты модификации зданий в территории затопления. Приведу пример: дамба образует барьер между водой и сушей, уничтожая прибрежные экосистемы, которые могли бы выполнять функцию буфера и стать частью защитной системы города в период наводнения. Восстановление таких прибрежных экосистем, как водно-болотные угодья, заливные луга и другие затопляемые пространства, напротив, позволяет отвести воду во время разлива реки, поддержать биоразнообразие и улучшить экологическую обстановку, уменьшить загрязнение рек за счет очистки поверхностного стока, увеличить подпитку грунтовых вод, способствовать фильтрации отложений и загрязняющих веществ.

В настоящее время наводнения и смягчение последствий от наводнений — это один из важнейших вызовов для урбанистов по всему миру. Если раньше о затоплениях можно было говорить как о сугубо инженерной проблеме, то сегодня они рассматриваются как явление, для работы с которым требуется комплексный подход, включающий архитектурные, градостроительные и социальные решения. На смену «серой» инфраструктуре XX в. – дамбам, каналам и коллекторам – приходит зеленая инфраструктура, которая не только защищает город от катаклизмов, но и эффективно интегрируется в городской контекст, позволяет сохранить биоразнообразие, обеспечить доступ горожан к воде и сделать их жизнь комфортнее.

Успешно ответить на вызовы российские городам позволят мастер-планы, которые могут носить как антикризисный характер и помогать городу максимально быстро адаптировать инфраструктуру к сложившимся условиям и минимизировать потери, так и перспективный – нацеленный на защиту в будущем с помощью пространственной организации и адаптивной инфраструктуры.