Жилая среда в России не адаптирована к непрерывному образованию

Исправить это могут локальные образовательные центры в проектах новостроек
Если мы хотим быть конкурентоспособными, продуктивными, нам надо учиться и переучиваться всю жизнь и такую же культуру транслировать детям

Пандемия увеличила популярность дополнительного и неформального образования. Когда первый карантин закончился, москвичи, получив неоднозначный опыт дистанционного обучения на онлайн-платформах, захотели вернуться в настоящие аудитории и классы. Но вот проблема – их нет, особенно если вы живете в новых районах массовой жилой застройки.

Зачем учиться

Знания, умения и навыки устаревают, и чем быстрее прогресс в науке и технике, тем ниже актуальность того, чему мы учились не только в школе или вузе, но даже пару лет назад. Сейчас объем знаний – суммарный интеллектуальный капитал человечества – удваивается примерно за 10–15 лет, а 20% полученных знаний теряется (забывается, устаревает) ежегодно. Сформулированная в середине прошлого века теория непрерывного образования становится неизбежной реальностью – учеба превращается из одного этапа жизни в саму жизнь, постоянный ее фактор. Если мы хотим быть конкурентоспособными, продуктивными, нам надо учиться и переучиваться всю жизнь и такую же культуру транслировать детям.

Правда, пока с непрерывным образованием далеко не все гладко. По данным ВШЭ, в странах Организации экономического сотрудничества и развития 51% взрослого населения охвачен формальным или дополнительным образованием, тогда как в России в 2019 г. – только 25%, что лишь на 3,5 процентного пункта больше, чем в 2017-м.

Пандемия встряхнула рынок труда и заставила многих задуматься о карьерных перспективах – иначе рост в 2,5 раза спроса на онлайн-образование не объяснить. Учиться и переучиваться надо, чтобы адаптироваться к социальным и техническим изменениям, развиваться как личность. Между тем, по данным ВШЭ, в 2016 г. 34% взрослых россиян считали, что формальное и дополнительное образование им не нужно для развития, а 27% сказали, что оно «не требуется для работы». Для респондентов (31%), которые все же хотели учиться, основной барьер – это время: 13% сослались на сложности совмещения учебы и работы, семейных обязанностей. И 5% отметили, что им негде обучаться, поблизости нет никаких институций.

Итак, основные проблемы у желающих учиться – это нехватка времени и отсутствие доступных образовательных площадок. На мой взгляд, косвенно эти препятствия друг с другом связаны. Дополнительным и формальным образованием занимаются в основном молодые люди (по тем же опросам ВШЭ, два из трех респондентов не старше 35 лет). В крупных городах молодые люди, как правило, снимают жилье на окраинах или приобретают квартиры в районах новой застройки. У них бешеный ритм жизни и они же главные «жертвы» суточной миграции с окраин в центр и обратно. Дорога дом-работа-дом съедает то время, которое они могли бы тратить на образование. Если даже они заняты на удаленке, локальных центров обучения почти нет.

Где учиться

Очевидно, что образовательные точки притяжения должны быть таким же обязательным градостроительным элементом, как учреждения базового образования.

Во-первых, мы движемся к эпохе всеобщей удаленки, когда люди будут работать, жить и отдыхать в одной локации. Обучаться и совершенствоваться – тоже. Но потребность в личном присутствии на занятиях (особенно в прикладных специальностях, дизайне, искусстве) крайне важна, поэтому «ходить» все равно придется. Сэкономленное время на дороге до/из офиса пойдет на дополнительное образование.

Во-вторых, крайне важно привить новому поколению, детям, ощущение непрерывности образования, сделать учебу частью их modus vivendi. Сделать это проще, если дом, обычная школа, спортивная секция и, условно говоря, кружок 3D-дизайна находятся в шаговой доступности.

В-третьих, локальные образовательные площадки, как показывает практика, становятся главным центром формирования местного сообщества (community). Здесь можно наладить добрососедские связи, обмениваться информацией, демонстрировать пример социальной активности детям.

К сожалению, непрерывное образование для большинства россиян недоступно из-за низкого качества инфраструктуры жилой среды, особенно в новых районах застройки, где социальная инфраструктура предусматривается по остаточному принципу. Говоря проще, нам некуда ходить, некуда водить своих детей, не хватает места для саморазвития (а это тоже часть непрерывного образования).

Это противоречит как нашему историческому опыту, так и мировой практике. Еще в конце 1960-х гг. советский Госстрой прописал в нормах застройки населенных пунктов число библиотек, клубов, домов пионеров, концертно-выставочных залов, необходимых определенному числу жителей (например, СНиП II-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов (с Изменением) от 11 сентября 1975 г»). Это в целом соответствовало мировому опыту. К примеру, в Австралии уже больше 40 лет действуют Neighborhood Houses. Под одной крышей они объединяют все то, что предусматривал советский СНиП: лектории, мастер-классы, центры переподготовки и обучения, продленки для детей. Сейчас это важные точки вовлечения австралийцев в непрерывное образование. В России, к сожалению, опыт прошлых лет утрачен, а мировой – не заимствован, поэтому зачастую только торговый комплекс притягивает большинство жителей в новых районах.

Чтобы непрерывное образование в России стало частью стиля жизни, необходимо менять подход к формированию городской среды. К примеру, мы предлагаем (и уже реализуем) концепцию инновационных жилых кластеров с мощной инфраструктурной составляющей: образовательные и спортивные центры разного профиля в шаговой доступности от жилых домов для детей и взрослых. Именно такая модель поможет внедрению непрерывного образования в России и вернет нас к мировым трендам в этой сфере.