Что остается после Игр

И как олимпийский урбанизм может стимулировать развитие городских экономик
Олимпийские игры 1952 г. в Хельсинки стали первыми, для которых была создана олимпийская деревня, превращенная в будущем в полноценный жилой район

Политические дрязги, экономический кризис и допинговые скандалы привели олимпийское движение в глубокий кризис. Но история учит нас, что любые конфликты рано или поздно заканчиваются, а любовь к спорту и зрелищам неизменно торжествует. Да, сейчас будущее Игр туманно, но, возможно, в обновленном виде именно они могут стать одним из важнейших способов примирения, перезагрузки отношений стран, стимуляции развития городских экономик. Именно поэтому сейчас важно не забывать тот опыт, который методом проб и ошибок выработали организаторы за долгие годы их проведения.

Олимпийский урбанизм – это не только проектирование великолепных спортивных объектов, но и сложная работа по преобразованию городской ткани. Реализовать идеальный сценарий получается далеко не всегда, а среди олимпийских столиц разных времен хватает как триумфаторов, так и аутсайдеров.

Современные Олимпийские игры начинались как достаточно скромное мероприятие, направленное на популяризацию спорта и налаживание международных связей, но со временем их масштаб значительно расширился. С каждым разом к Играм присоединялись новые страны, росло количество спортсменов, что потребовало дополнительной инфраструктуры и вовлечения в строительные процессы все больших по площади городских территорий. Довольно быстро мнения о ценности проведения Игр начали радикально расходиться. Так, одни считают, что инвестиции в нестандартное благоустройство, гигантские по размерам спортивные объекты и дороги, проложенные к ним, приносят мало пользы в обычной жизни, а другие видят в финансировании этих проектов фантастическую возможность улучшить инфраструктуру, построить жилье и открыть новый бизнес в слаборазвитых районах. Принимающий город либо извлекает выгоду из события, либо в конечном итоге получает множество мегаструктур с ограниченным использованием и отрицательным балансом содержания. Таким образом, адаптивность и гибкость генерального плана имеют первостепенное значение для долгосрочной ценности Олимпийских игр.

В настоящее время проведение Олимпиады – огромная комплексная работа, оплату которой могут позволить себе совсем немногие города. Более того, многочисленные истории об «олимпийских неудачах» все чаще приводят различных чиновников и функционеров к решению об отказе принятия подобного вызова. Количество заявок на проведение Игр с каждым годом неуклонно падает, а само мероприятие становится неописуемо дорогим. Например, если за право принимать его в 2004 г. боролись 11 городов, то на Играх 2020 г. их было всего пять.

Одной из величайших историй успеха олимпийского градостроительства стала подготовка игр 1992 г. в Барселоне, когда столица Каталонии максимально эффективно использовала событие в качестве катализатора комплексного обновления. Результат получил высокую оценку экономистов, урбанистов, политологов, деятелей культуры, и с тех пор другие принимающие страны пытаются повторить его. Генеральный план предусматривал адаптивное повторное использование исторической ткани, развитие прибрежной линии, реконструкцию пешеходной инфраструктуры, создание кольцевых дорог, которые значительно сократили автомобильный трафик в центре. Кроме того, город решил распределить объекты по всему региону вместо сконцентрированного строительства Олимпийского парка в одной локации, создав устойчивые предпосылки для диверсификации спортивной инфраструктуры в будущем. Благодаря Играм Барселона стала настолько популярна у туристов, что сейчас ее властям приходится обдумывать сценарии частичного снижения потоков гостей города за счет повышения цен на услуги и т. д.

Готовясь к летним Играм 2012 г., Лондон решил воспроизвести данную модель, активно инвестируя средства в слабо развитый район Стратфорд. Мероприятие должно было помочь сгладить неравномерность развития некоторых частей столицы Великобритании и сбалансировать ее экономику. Концепция создания Олимпийской инфраструктуры формировалась вокруг идеи, что любое строительство, связанное с Играми, должно вестись не в динамичных и развитых районах со всеми необходимыми удобствами, а в депрессивных локациях, требующих стимуляции развития. Великобритания потратила на лондонские Игры боле $30 млрд, но большая часть этих денег пошла именно на реновацию старых районов и прокладку инфраструктуры. Качественные дороги, элементы благоустройства, новые полицейские участки, спортивные площадки, объекты ритейла и т. д. позволили придать качественный импульс деловой активности и повысить стоимость недвижимости сразу в нескольких муниципалитетах.

Итоги Игр в Рио-де-Жанейро оказались куда более неоднозначными, хотя стратегия их организации также включала проведение обширных инфраструктурных работ, прокладку новых линий метрополитена, ремонт порта, очистку залива и создание новых экономических цепочек между изолированными частями города. С одной стороны, после Игр остались функционировать некоторые новые транспортные связи и обновленная портовая зона, а с другой – многие объекты индустрии гостеприимства, транспортные коридоры и зоны рекреации не нашли дальнейшего применения или остались сильно недозагружены. Это вызвало вопрос о том, насколько большую пользу принесет мероприятие Рио-де-Жанейро в долгосрочной перспективе, учитывая, что страна с далеко не самой мощной экономикой вложила в его организацию порядка $20 млрд. Кроме того, содержание многих спортивных объектов оказалось слишком дорогим для бюджета города и без должного сопровождения инженерными специалистами они быстро начали приходить в упадок. Демонтаж зданий также оказался сложным процессом, так что некоторые сооружения фактически просто остались стоять без присмотра. Страна возложила на Игры чрезмерно много ожиданий, переоценила свои возможности и повела себя как человек, живущий не по средствам.

Проблема белых слонов

Самые ожесточенные дискуссии об олимпийской архитектуре касаются тех случаев, когда после завершения церемонии закрытия Игр перед организаторами встает вопрос, что делать с грандиозными спортивными объектами. На короткий промежуток времени они помогли пустить пыль в глаза всему миру, но, по сути, оказались затем никому не нужны. В Афинах в 2004 г., а потом и в Пекине в 2008 г. был создан огромный фонд зданий, которые были в значительной степени заброшены после мероприятия из-за большого размера площадок, ограниченного функционала и неоправданно высоких издержек на техническое обслуживание. Если говорить о Греции, то, по официальным данным, организация спортивного события обошлась ей в 13 млрд евро. План властей Афин оставить только востребованные объекты, часть переоборудовать или диверсифицировать не был до конца продуман и не смог завершиться из-за экономического кризиса 2008 г.

В случае с главным стадионом Лондона, спроектированным для Игр архитектурным бюро Populous, проблему бесполезного масштабного объекта удалось решить, уменьшив его размеры. Первоначально предназначенный для демонтажа после Игр, он стал интересен местным футбольным командам. Сооружение полностью перепроектировали для проведения матчей с относительно небольшим количеством зрителей. Сходную стратегию применили в работе со многими другими олимпийскими объектами в городе, функционал которых был урезан, площади и территории сокращены, оставили только те элементы, которые будут полезны в повседневной жизни.

Стоит упомянуть и такой важный элемент олимпийского наследия, как спортивные деревни, предоставляющие жилье и удобства для сборных команд атлетов, тренеров, врачей и т. д. Сейчас требования к таким комплексам подразумевают строительство жилья, медицинских учреждений, тренировочных помещений и инфраструктуры для 11 000 спортсменов и 5000 человек из числа вспомогательного персонала. Олимпийские игры 1952 г. в Хельсинки были первыми, для которых была создана олимпийская деревня, превращенная в будущем в полноценный жилой район. Это стало началом определенной градостроительной традиции, подхваченной всеми последующими организаторами. К Олимпийским играм в Атланте в 1996 г. на территории кампуса Технологического института Джорджии строилось жилье для спортсменов, которое затем преобразовали в студенческое общежитие. В Сиднее решили сразу проектировать деревню в качестве будущего пригородного района, временно переоборудованного под общежития спортсменов. Жилые блоки были закончены после Игр, и теперь этот район востребован у среднего класса.

Тема олимпийского урбанизма обширна, а каждые новые Игры – это совершенно новый архитектурный, социальный и градостроительный опыт. В истории есть и примеры качественного развития территорий, и образцы провальных решений. В последнее время Олимпийские игры все более отчетливо обретают очертания инвестиционной авантюры, поэтому Международный олимпийский комитет пытается оптимизировать сценарии их организации. Так, в 2019 г. был обновлен регламент выбора олимпийских столиц, упразднен институт оценочных комиссий, снят запрет на проведение соревнований в одном регионе. Все это должно упростить работу по подготовке к Играм и сократить соответствующие затраты стран-организаторов. Вскоре под пристальным вниманием урбанистов и социологов окажется олимпийская архитектура Игр в Пекине. Город постарается совершить экономический реванш за неудачи 2008 г., но сделать это будет достаточно тяжело. Впрочем, Китай может позволить себе такую финансовую неудачу, а вот для экономик большинства других государств подобный перерасход средств в будущем может оказаться фатальным.

Сейчас многие хотят махнуть рукой на более чем вековой опыт проведения Игр и прекратить его научный анализ, ссылаясь на то, что человечеству не до того. Но важно понимать, что эти знания пригодятся в будущем, чтобы после возможной долгой паузы не наступить на старые грабли. В будущем именно преображенные Олимпийские игры могут стать одним из важных факторов исцеления общества.