Оптимизировать проекты, уложиться в бюджет и получить качественные пространства

Как создавать городскую среду в новых условиях
Комфортная среда сохраняется там, где за ней следят и ухаживают

Сложности в реализации проектов благоустройства начались еще в период пандемии. За последние два года стоимость некоторых материалов и оборудования в индустрии выросла на 30–40%. Рост цен подстегнул и спрос. Ежегодно количество реализуемых проектов в каждом регионе увеличивается в соответствии с показателями нацпроекта «Жилье и городская среда», к тому же в 2020 г. было увеличено количество победителей Всероссийского конкурса Минстроя РФ на лучший проект благоустройства в малых городах и исторических поселениях. Вместо запланированных 80 в год в России начали делать 160 проектов стоимостью от 50 млн руб. Производители не могли выдать в срок нужный объем материалов и оборудования. Были и проблемы с рабочими: в основном это трудовые мигранты из ближнего зарубежья, которые из-за COVID-19 вернулись на родину. Оставшиеся скорее предпочитали работу на крупных инфраструктурных объектах с более высокими зарплатами.

Несмотря на возникшие сложности, мы реализовали проекты 2021 г., пусть и немного позднее, не в сентябре-октябре, а в ноябре-декабре. Всего по проекту «Формирование комфортной городской среды» (ФКГС) в прошлом году в Ленинградской области было благоустроено 77 общественных пространств, 23 дворовые территории, 5 проектов-победителей Всероссийского конкурса Минстроя РФ.

Этот год повысил уровень сложности задач. Первая из основных – реализовать проекты по всей Ленинградской области, работа над которыми уже началась, в запланированном объеме и качестве. По ним уже сосчитаны сметы и определены подрядчики. Вопрос в том, как их строить в условиях сильно изменившихся цен. И вторая задача – понять, как работать с проектами, которые разрабатываются на следующий год. Объемы территорий, пожелания жителей по наполнению и лимиты возможного финансирования остаются прежними, а цены растут.

Общественное пространство в Пикалеве /личный архив автора

Формируем среду в новых условиях

В этом году в Ленинградской области будет благоустроено 77 общественных пространств и более 10 дворовых территорий. Но дополнительного финансирования в связи с текущей ситуацией на момент выхода статьи не предполагается, поэтому нужно укладываться в запланированный бюджет. Проекты разрабатывались с учетом расценок конца 2021 – начала 2022 г. Сейчас за те же суммы возможно сделать намного меньше.

Но соблюсти требования Минстроя необходимо: объекты должны быть комплексными и функциональными. Проще говоря, не выйдет поставить три скамейки, пару фонарей или просто замостить дорожку. Такие работы могут сделать сами муниципалитеты. Важно реализовать тот проект, который спланирован под запросы жителей.

Чтобы привлечь дополнительные средства и увеличить бюджет, Центр работает над синхронизацией различных программ: федеральных, региональных, грантовых. У них разные бюджеты и цели, но все они могут помочь сделать комплексный проект.

Например, мы стали сотрудничать с комитетом по местному самоуправлению Ленинградской области и стараемся синхронизировать мероприятия проекта ФКГС с их мероприятиями. За счет ФКГС мы делаем основные работы по благоустройству, а средства по 3-ОЗ (Закон «О содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах на территориях административных центров муниципальных образований Ленинградской области») идут на закупку части необходимого оборудования или мощения дороги, ведущей к территории.

Еще пример: часть пространства благоустраиваем по проекту ФКГС, а другую часть – за грант Всероссийского конкурса Минстроя.

Не всегда местные администрации знают об актуальных программах, которые можно  синхронизировать, поэтому специалисты Центра компетенций рассказывают о них и о том, как все правильно оформить.

Часто помогают местные депутаты и региональный бизнес. Первые могут выделять часть имеющихся в бюджетах средств на закупку и установку детского или спортивного оборудования, а вторые – сделать небольшое благоустройство. Например, озеленить территорию или положить плитку.

На текущих проектах мы не укладываемся в готовые сметы из-за роста цен, поэтому работаем напрямую с администрацией и подрядчиками и ищем оптимальные варианты. Иногда местные администрации могут самостоятельно сделать часть работ. Некоторые берут на себя демонтаж, санитарную рубку, уборку территории. Это позволяет подрядчику вложить больше средств в первую очередь в оснащение: детское оборудование, качели, скамейки, освещение.

Порой сами жители помогают, понимая, что денег не хватает. К примеру, в Морозовском сельском поселении люди вызвались высадить растения, которые закупил подрядчик. В городе Луга молодые активисты посеяли газон. Такое трудовое участие тоже позволяет сохранить часть средств и потратить их на наполнение территории чем-то полезным.

Конечно, мы оптимизируем проектные решения: уменьшаем количество тропиночных сетей, оставляя только самые востребованные у жителей, или сокращаем ширину дорожек в пределах допустимых нормативов, корректируем площадь пространств и тип покрытий. Изменения объемов на 10% разрешены 44-ФЗ, но это не значит, что проект будет хуже. Мы стараемся реализовать его в том же виде, но с учетом новых реалий. Пусть объект будет не таким шикарным, но функциональным и качественным.

Рыбацкий городок и молодежный сквер (Новая Ладога) /личный архив автора

Остаться на уровне

Важно реализовать проекты на том уровне, на который программа ФКГС вышла за последние 5 лет.

Использовать российское

В наших объектах благоустройства иностранное оборудование использовалось мало из-за высокой стоимости – его больше закупала Москва, Санкт-Петербург, но не большинство регионов. Мы используем российские аналоги. В России есть производители, которые могут изготовить любое нужное нам оборудование, в любой расцветке. Плитку производят тоже из российских материалов, малые архитектурные формы (МАФ) делают местные производители. Сейчас они готовы подстраивать свой ассортимент под нужды проектов.

Например, с мощением дорожек плиткой сейчас нужно уложиться в сметы и сделать качественное и привлекательное покрытие. Поэтому мы рассматриваем для мощения не самую дорогую, но качественную плитку, играем с ее цветами и раскладкой. Производители идут навстречу и подстраиваются.

Работать с производителями

Во многих регионах есть свои производства, но часто они не на виду, так как работают через компании-агрегаторы. Такие компании берут на себя большую часть затрат на продвижение, поиск покупателей, хранение и доставку продукции, но увеличивают ее стоимость. Чтобы миновать эту прослойку, мы сейчас буквально «ведем охоту» на местные предприятия. Плюс приобретение продукции у местных производителей сокращает затраты на логистику.

Максимально сохранять озеленение

Оно часто первым попадает под сокращение. Если стоит выбор между дополнительным деревом или оборудованием, выбор обычно делается в пользу второго. Мы против того, чтобы исключать озеленение из проектов – растения создают особую атмосферу пространства, делают его комфортным. Поэтому при оптимизации стараемся заменять дорогие сорта деревьев и кустарников на менее затратные и неприхотливые и максимально сохраняем здоровое озеленение на территории.

Все контролировать

По опыту мы понимаем, что подрядчики сейчас будут стараться сэкономить на всем, прежде всего на МАФах. Это урны, скамейки, перголы, качели, детское и спортивное оборудование. 44-ФЗ не позволяет описывать в документах конкретное оборудование, только его технические характеристики. Этим и пользуются подрядчики. Они могут закупить металл, дерево, крепление и уже на месте самостоятельно его собрать и покрасить. Это позволит снизить стоимость всего оборудования до 30%. Если подрядчик добросовестный и опытный, изделие получается достойное. Но чаще всего мы видим печальные результаты такого подхода.

Сами производители МАФов тоже могут работать над их модификацией, чтобы снизить стоимость и сохранить объем закупаемой продукции. Например, уменьшить толщину металла или заменить породу дерева для скамеек на более дешевую (вместо лиственницы использовать сосну). Особенно тщательно необходимо следить за детским оборудованием и попытками подрядчиков закупить его подешевле. Оно может быть недорогим, но обязательно – сертифицированным и безопасным. Пусть на объекте останется не 20 элементов, а немного меньше, но это будут проверенные и подходящие для детей разного возраста игровые элементы. Поэтому обязательно нужно обеспечивать авторский и технадзор проекта. Хотя не во всех поселениях есть квалифицированные специалисты для этого.

Все в наших руках

К сожалению, объекты благоустройства, которые уже существуют, чаще умирают не только из-за ошибок, допущенных при строительстве. Неправильное использование и вандализм тоже играют роль. Комфортная среда сохраняется там, где за ней следят. Каждый житель, администрация, бизнес, разные сообщества – элементы экосистемы, в которой всё взаимосвязано. Иногда люди сами высаживают цветы, а другие идут за ними следом и выкапывают растения для своего огорода. Бывает, что на недавно благоустроенных территориях жители ломают скамейки, запихивают бычки от сигарет в стыки между плиткой, выбивают ногами уличные торшеры.

Если горожане активны – следят за порядком, не мусорят, выходят на субботники, заботятся о среде, в которой живут, – она служит дольше, а значит, населенные пункты выглядят лучше.

Жители могут активно влиять на городскую среду. Наша команда даже подготовила руководство по привлечению денег на территорию – «путеводитель по субсидиям». В нем можно посмотреть, какие программы, проекты и гранты существуют, и выбрать наиболее подходящие под свои инициативы. После этого подготовиться и подать заявку на финансирование проекта. Так поступили, например, жители Ивангорода. Сейчас у них есть площадка для выгула собак. Проактивная позиция помогает улучшить качество жизни для себя и следующих поколений.