Доходное место
Ритейлеры спорят, за какими торговыми форматами будущее
Покупателям нужен приемлемый ассортимент доступных по цене товаров


Наталья Самарина
Ведомости

Доходное место
Ритейлеры спорят, за какими торговыми форматами будущее
Покупателям нужен приемлемый ассортимент доступных по цене товаров


Наталья Самарина
Ведомости
Аналитики утверждают: дело не в формате магазинов, надо создавать любимые места для шопинга. Девелоперы переносят ввод новых торговых объектов.
Аналитики утверждают: дело не в формате магазинов, надо создавать любимые места для шопинга. Девелоперы переносят ввод новых торговых объектов.
Борьба каналов
Оборот розничной торговли за два зимних месяца этого года составил почти 5,6 трлн руб., что всего на 2% меньше аналогичного показателя прошлого года, сообщил Росстат. Потребители стали возвращаться в офлайн-магазины еще с осени прошлого года, спеша удовлетворить отложенный за месяцы самоизоляции спрос. Тем не менее посещаемость торговых центров в январе – феврале достигла всего лишь 75–80% от уровня 2019 г., подсчитали аналитики Cushman & Wakefield. По их прогнозам, повышение до 90% в ближайшей перспективе вероятно при условии массовой вакцинации населения и снижении уровня его тревожности. Помешать росту трафика может продолжающееся падение доходов и развитие интернет-торговли.

По данным Росстата, доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли крупных и средних торговых организаций за прошлый год увеличилась в 1,6 раза, 45% этого сегмента рынка поделили между собой три игрока: Ozon, Wildberries и «Ситилинк». В основном через интернет потребители заказывали одежду (24,8%), компьютеры (17,8%), бытовые электротовары (13,5%) и обувь (10,6%). По оценкам МТС, за период пандемии покупки онлайн впервые попробовали 10 млн потребителей, минимум 60% из них сохранят эту привычку. Это реальный тренд, который существенно меняет модель потребления, заявил на на конференции «Ведомостей» «Ритейл в России: время дискаунтеров и маркетплейсов» Андрей Зименков, коммерческий директор бизнес-рынка МТС. С ним согласен Михаил Шкляев, управляющий директор по трансформации бизнеса dentsu Russia, добавляя, что в ближайшие пять лет обороты электронной торговли увеличатся в 5–6 раз.

По информации АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли), за январь – февраль 2021 г. локальный рынок e-commerce вырос еще на 44% до 431,3 млрд руб. В онлайн-продажи активно пошли уже не только крупные торговые компании. «За прошлый год маркетплейсы расширили ассортимент, снизили комиссию за вход на свои онлайн-площадки для малого и среднего бизнеса», – объясняет Зименков. Именно новые контрагенты помогли Ozon увеличить за прошлый год обороты на 140%, рассказал его финансовый директор Даниил Федоров. Такая же ситуация у онлайн-гипермаркета «Всеинструменты.ру»: по словам управляющего партнера Александра Гольцова, в 2020 г. на его интернет-площадке зарегистрировалось более 8000 новых поставщиков, «было бы больше, но компания отсеивает тех, кто не подходит под ее требования к ассортименту», резюмировал он.

Борьба каналов
Оборот розничной торговли за два зимних месяца этого года составил почти 5,6 трлн руб., что всего на 2% меньше аналогичного показателя прошлого года, сообщил Росстат. Потребители стали возвращаться в офлайн-магазины еще с осени прошлого года, спеша удовлетворить отложенный за месяцы самоизоляции спрос. Тем не менее посещаемость торговых центров в январе – феврале достигла всего лишь 75–80% от уровня 2019 г., подсчитали аналитики Cushman & Wakefield. По их прогнозам, повышение до 90% в ближайшей перспективе вероятно при условии массовой вакцинации населения и снижении уровня его тревожности. Помешать росту трафика может продолжающееся падение доходов и развитие интернет-торговли.

По данным Росстата, доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли крупных и средних торговых организаций за прошлый год увеличилась в 1,6 раза, 45% этого сегмента рынка поделили между собой три игрока: Ozon, Wildberries и «Ситилинк». В основном через интернет потребители заказывали одежду (24,8%), компьютеры (17,8%), бытовые электротовары (13,5%) и обувь (10,6%). По оценкам МТС, за период пандемии покупки онлайн впервые попробовали 10 млн потребителей, минимум 60% из них сохранят эту привычку. Это реальный тренд, который существенно меняет модель потребления, заявил на на конференции «Ведомостей» «Ритейл в России: время дискаунтеров и маркетплейсов» Андрей Зименков, коммерческий директор бизнес-рынка МТС. С ним согласен Михаил Шкляев, управляющий директор по трансформации бизнеса dentsu Russia, добавляя, что в ближайшие пять лет обороты электронной торговли увеличатся в 5–6 раз.

По информации АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли), за январь – февраль 2021 г. локальный рынок e-commerce вырос еще на 44% до 431,3 млрд руб. В онлайн-продажи активно пошли уже не только крупные торговые компании. «За прошлый год маркетплейсы расширили ассортимент, снизили комиссию за вход на свои онлайн-площадки для малого и среднего бизнеса», – объясняет Зименков. Именно новые контрагенты помогли Ozon увеличить за прошлый год обороты на 140%, рассказал его финансовый директор Даниил Федоров. Такая же ситуация у онлайн-гипермаркета «Всеинструменты.ру»: по словам управляющего партнера Александра Гольцова, в 2020 г. на его интернет-площадке зарегистрировалось более 8000 новых поставщиков, «было бы больше, но компания отсеивает тех, кто не подходит под ее требования к ассортименту», резюмировал он.

Маркетплейсы постепенно становятся крупными игроками на рынке торговой и складской недвижимости. Ozon сейчас, по словам Федорова, «много инвестирует» в «физический мир торговли»: дарк-сторы (магазин-склад. – «Ведомости»), фулфилмент-центры (одновременно склад и фабрика сортировки товаров. – «Ведомости»), пункты выдачи заказов (ПВЗ). Единственное, во что не верит компания, – в «стандартный классический магазин». «Профильные девелоперы не ощущают конкуренцию со стороны ритейла как «строителя складов»: торговые сети предпочитают вкладывать ресурсы в основной бизнес, а инфраструктурные объекты, построенные полностью под их заказ, берут на рынке либо в аренду, либо в собственность», – отмечает Андрей Постников, гендиректор «Ориентира». По его словам, «фулфилмент-центры как новый класс объектов, необходимых для онлайн-ритейлеров, становятся все более роботизированными, так как сейчас окупаемость автоматизации склада для девелоперов уже приемлемая – 5–6 лет».

«Всеинструменты.ру», по информации Гольцова, также стала развивать офлайн-бизнес: в прошлом году компания вложилась в ПВЗ нового типа с функцией демонстрационного зала. Сейчас на такой формат приходится примерно 10% бизнеса. «Это дорогостоящие вложения», – посетовал Гольцов, но такие точки притягивают покупателей.

Торговые компании, делящие мир на офлайн и онлайн, не имеют будущего, уверен Федоров. С ним согласен Сергей Саркисов, вице-президент ГК «Новард» (сеть «Эконика»): «В будущем выживет либо маркетплейс, либо сильный монобренд. Не идти сейчас на маркетплейс – глупо». По его словам, затраты ритейлеров (на налоги, зарплаты, аренду) с оборота офлайне составляют 32–34%, в онлайне – 24–26%: это говорит о том, что fashion будет сокращать присутствие на «физических» торговых площадках.

Маркетплейсы постепенно становятся крупными игроками на рынке торговой и складской недвижимости. Ozon сейчас, по словам Федорова, «много инвестирует» в «физический мир торговли»: дарк-сторы (магазин-склад. – «Ведомости»), фулфилмент-центры (одновременно склад и фабрика сортировки товаров. – «Ведомости»), пункты выдачи заказов (ПВЗ). Единственное, во что не верит компания, – в «стандартный классический магазин». «Профильные девелоперы не ощущают конкуренцию со стороны ритейла как «строителя складов»: торговые сети предпочитают вкладывать ресурсы в основной бизнес, а инфраструктурные объекты, построенные полностью под их заказ, берут на рынке либо в аренду, либо в собственность», – отмечает Андрей Постников, гендиректор «Ориентира». По его словам, «фулфилмент-центры как новый класс объектов, необходимых для онлайн-ритейлеров, становятся все более роботизированными, так как сейчас окупаемость автоматизации склада для девелоперов уже приемлемая – 5–6 лет».

«Всеинструменты.ру», по информации Гольцова, также стала развивать офлайн-бизнес: в прошлом году компания вложилась в ПВЗ нового типа с функцией демонстрационного зала. Сейчас на такой формат приходится примерно 10% бизнеса. «Это дорогостоящие вложения», – посетовал Гольцов, но такие точки притягивают покупателей.

Торговые компании, делящие мир на офлайн и онлайн, не имеют будущего, уверен Федоров. С ним согласен Сергей Саркисов, вице-президент ГК «Новард» (сеть «Эконика»): «В будущем выживет либо маркетплейс, либо сильный монобренд. Не идти сейчас на маркетплейс – глупо». По его словам, затраты ритейлеров (на налоги, зарплаты, аренду) с оборота офлайне составляют 32–34%, в онлайне – 24–26%: это говорит о том, что fashion будет сокращать присутствие на «физических» торговых площадках.

«Курьерская логистика будет развиваться по следующим направлениям: дарк-сторы, которые дадут возможность клиенту выбрать удобный для него интервал доставки; геоаналитика, при помощи которой компания будет определять «точки на карте» для организации новых (и закрытия непроходных) пунктов выдачи заказов; диджитал, на основе которого будет выстраиваться общение потребителей со службами доставки»

Наталия Плетнева
Директор по продажам DPD в России
«Курьерская логистика будет развиваться по следующим направлениям: дарк-сторы, которые дадут возможность клиенту выбрать удобный для него интервал доставки; геоаналитика, при помощи которой компания будет определять «точки на карте» для организации новых (и закрытия непроходных) пунктов выдачи заказов; диджитал, на основе которого будет выстраиваться общение потребителей со службами доставки»

Наталия Плетнева
Директор по продажам DPD в России
Ввод и ныне там
Прошлый год был скудным на ввод новых торговых площадей: консультанты «большой пятерки» насчитали менее 200 000 кв. м. Открытие более 50% объектов перенесено с 2020 на 2021 г.

Торговые сети активно продвигают формат магазинов-дискаунтеров, и это не только продуктовые магазины, но и стоковые магазины одежды и обуви, говорят игроки рынка. Марина Малахатько, директор, руководитель отдела торговой недвижимости CBRE, соглашается, что со стороны потребителей и ритейла ощущается «огромная емкость рынка для развития этого формата». Но вот владельцы недвижимости в большинстве своем к нему пока не готовы: «Мало кто из девелоперов захочет в своем жилом комплексе увидеть хард-дискаунтер». Площадкой для объектов такого формата могут стать умирающие устаревшие торгцентры, из которых собственники будут стремиться выжать все до последней капли, перед тем как закрыть или сломать. Но в целом на рынке эксперт наблюдает «явное противоречие» между спросом на дискаунтеры и стоимостью строительства и управления торговой недвижимостью. Ставки аренды в проходных местах Москвы, хотя и несколько снизились за время пандемии, явно не отвечают требованиям такого формата: «Дискаунтер вряд ли сможет платить больше 6000 руб. за 1 кв. м в год», – предполагает Малахатько. Но сейчас даже в спальных районах торговые площади предлагаются от 25 000 руб., не говоря уже о центре столицы. Вспоминая не слишком позитивный европейский опыт развития «магазинов для бедных», Малахатько сомневается, «нужно ли вообще дискаунтерам так [активно] развиваться в России». «Потребителю сейчас необходим не какой-то определенный формат магазина, а любимое место для шопинга», – считает Ольга Сумишевская, партнер One Story. Это место должно отвечать основным запросам: нужны приемлемый ассортимент доступных по цене товаров, удобство, быстрота и безопасность совершения покупок.

Хотя цена по-прежнему остается главным фактором для 50% современных покупателей, признает Владимир Салахутдинов, директор по стратегии и развитию бизнеса X5 Retail Group (магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», жесткий дискаунтер «Чижик»), но также растет значимость других факторов: атмосферы, ассортимента, удобства покупок. В одном магазине собрать все это воедино сложно, поэтому перед ритейлерами (и в перспективе – перед девелоперами) стоит вопрос дифференциации форматов. Но пока в столице по-прежнему строятся и заявляются торгово-развлекательные центры в составе многофункциональных комплексов (МФК), ТЦ в составе транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), районные ТЦ и так называемый «инфраструктурный ритейл» (торговые галереи на первых этажах жилых и коммерческих зданий).

Ввод и ныне там
Прошлый год был скудным на ввод новых торговых площадей: консультанты «большой пятерки» насчитали менее 200 000 кв. м. Открытие более 50% объектов перенесено с 2020 на 2021 г.

Торговые сети активно продвигают формат магазинов-дискаунтеров, и это не только продуктовые магазины, но и стоковые магазины одежды и обуви, говорят игроки рынка. Марина Малахатько, директор, руководитель отдела торговой недвижимости CBRE, соглашается, что со стороны потребителей и ритейла ощущается «огромная емкость рынка для развития этого формата». Но вот владельцы недвижимости в большинстве своем к нему пока не готовы: «Мало кто из девелоперов захочет в своем жилом комплексе увидеть хард-дискаунтер». Площадкой для объектов такого формата могут стать умирающие устаревшие торгцентры, из которых собственники будут стремиться выжать все до последней капли, перед тем как закрыть или сломать. Но в целом на рынке эксперт наблюдает «явное противоречие» между спросом на дискаунтеры и стоимостью строительства и управления торговой недвижимостью. Ставки аренды в проходных местах Москвы, хотя и несколько снизились за время пандемии, явно не отвечают требованиям такого формата: «Дискаунтер вряд ли сможет платить больше 6000 руб. за 1 кв. м в год», – предполагает Малахатько. Но сейчас даже в спальных районах торговые площади предлагаются от 25 000 руб., не говоря уже о центре столицы. Вспоминая не слишком позитивный европейский опыт развития «магазинов для бедных», Малахатько сомневается, «нужно ли вообще дискаунтерам так [активно] развиваться в России». «Потребителю сейчас необходим не какой-то определенный формат магазина, а любимое место для шопинга», – считает Ольга Сумишевская, партнер One Story. Это место должно отвечать основным запросам: нужны приемлемый ассортимент доступных по цене товаров, удобство, быстрота и безопасность совершения покупок.

Хотя цена по-прежнему остается главным фактором для 50% современных покупателей, признает Владимир Салахутдинов, директор по стратегии и развитию бизнеса X5 Retail Group (магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», жесткий дискаунтер «Чижик»), но также растет значимость других факторов: атмосферы, ассортимента, удобства покупок. В одном магазине собрать все это воедино сложно, поэтому перед ритейлерами (и в перспективе – перед девелоперами) стоит вопрос дифференциации форматов. Но пока в столице по-прежнему строятся и заявляются торгово-развлекательные центры в составе многофункциональных комплексов (МФК), ТЦ в составе транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), районные ТЦ и так называемый «инфраструктурный ритейл» (торговые галереи на первых этажах жилых и коммерческих зданий).

Другие материалы
Другие материалы
Показать еще