Спецпроект

«Цифровизация для девелоперов не прихоть, а насущная необходимость»

Михаил Орлов о том, зачем девелоперская группа «ЦДС» разрабатывает собственные программные продукты и создает цифровую лабораторию
Личный архив

Большое количество проектов, внушительный земельный банк и плотное взаимодействие с кредитными организациями – хороший, но неполный набор для удержания лидерских позиций в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, рассудили в девелоперской группе «ЦДС». И решили дополнить его рядом высокотехнологичных программных продуктов собственной разработки для автоматизации ключевых бизнес-процессов. Новые решения оказались эффективными и даже вызвали интерес у других компаний. О том, что представляют собой сервисы группы и какие эффекты возникают в результате их внедрения, рассказал Михаил Орлов, директор департамента информационных технологий компании.

– В сознании большинства людей строительство – это тяжелые физические процессы. Все прочее – лишь вспомогательные операции. Каким образом автоматизация может существенно влиять на успех девелоперских проектов?

– В настоящее время технологическая оснащенность и цифровизация процессов – необходимое условие для эффективного управления и поддержки роста любого бизнеса, претендующего на лидерство. В ЦДС собралась сильная управленческая команда, которая понимает, что обрабатывать огромный объем информации, существующий на сегодняшний день, без автоматизации невозможно. Так что в компании этому процессу уделяется приоритетное внимание. И в конечном счете это означает высокое качество продукта для потребителя.

– А когда компания впервые почувствовала необходимость развивать направление ИТ?

– В 2016 г. в ЦДС полностью сменился топ-менеджмент. Появилось четкое понимание, что пора выводить бизнес-процессы на новый уровень. Это касалось всех этапов – от бухгалтерии и взаимодействия сотрудников между собой до приемки материалов на стройке, контроля за работами и передачи квартир. Уже тогда было понятно, что автоматизация, цифровые технологии станут ключевыми трендами и драйверами роста в девелопменте. Топ-менеджмент четко поставил задачу, и в 2017 г. мы занялись этим процессом вплотную. В компании начал создаваться программно-аппаратный комплекс, который сегодня представляет собой полностью интегрированную во все процессы ИТ-инфраструктуру. Нам удалось полностью изменить ИТ-ландшафт ЦДС, сформировать современную ИТ-службу, использующую принципы ITIL и Agile, создать удобные мобильные инструменты для производственных подразделений и внедрить информационные системы класса CRM и ERP.

Михаил Орлов

директор по информационным технологиям группы компаний «ЦДС»
Родился в 1979 г.
2001 г.
Окончил Военно-морской институт радиоэлектроники по специальности «Математическое обеспечение автоматизированных систем управления», обладает квалификацией менеджера высшей категории по президентской программе подготовки управленческих кадров.
2008 – 2013 гг.
Возглавлял ИТ-департаменты в компании «Питеравто» (где проводил реструктуризацию ИТ-подразделения, внедрял стандарты и практики, а также реализовывал проекты, связанные с GPS/ГЛОНАСС, системами учета пассажиропотока и электронными системами оплаты проезда) и структурах холдинга «Аладушкин групп»
2016 г.
– пришел в ЦДС  на должность директора по информационным технологиям.
2021 г.
Получил международную сертификацию ITIL Expert

– Кажется, сейчас это модно называть экосистемой…

– Совершенно верно. И именно системный подход к вопросу позволил ЦДС автоматизировать большинство бизнес-процессов на сегодняшний день.

– Сколько группа инвестировала в автоматизацию?

– Более 300 млн руб. Мы с коллегами также оценили финансовый эффект от внедрения, который составил около 650 млн руб. за последнее три года, и он продолжает расти.

– Большинство компаний к активному переходу на цифру подтолкнула пандемия.

– Первый локдаун в прошлом году для нас прошел легко, потому что все операционные процессы были отлажены и позволяли работать из любой точки мира. Тогда уровень онлайн-продаж резко вырос до 90%, а мы были готовы к таким внезапным переменам. Надо отдать должное департаменту недвижимости: его сотрудники активно цифровизируют все процессы, ИТ-команда ЦДС разработала и внедрила по запросу коллег комплекс систем и решений.

Наш отдел продаж и до сих пор работает по большей части дистанционно. Посещение офиса продаж – свободный выбор клиента. Бронирование, подбор, подготовка и подписание документации – все этапы могут быть выполнены онлайн.

Важную роль сыграли, конечно, программные продукты, например, для наших партнерских агентств. Это решение так и называется – «ЦДС Partner». К нашей системе подключены около тысячи агентств недвижимости, которые работают по всей России. Сотрудники этих агентств могут получать информацию и видеть все наши объекты, бронировать жилье. Сейчас на новой платформе работает уже вторая версия этого продукта.

Девелоперская группа «ЦДС»

На рынке с 1999 г. Входит в число крупнейших застройщиков России по объемам текущего строительства. Компания включена в перечень системообразующих организаций российской экономики в сфере строительства и ЖКХ. Общий земельный банк – более 5,9 млн кв. м. Сейчас в активе группы 14 жилых комплексов на разной стадии готовности, большинство из которых – объекты комплексного освоения территорий с собственной социальной инфраструктурой.

– А для конечных потребителей что-то делали?

– Конечно. Если возвращаться к вопросу о работе во время пандемии, у нас всё взаимодействие было бесконтактным, мы старались сделать весь процесс выбора и покупки квартиры, включая оформление ипотеки, максимально бесшовным для покупателей. Например, есть решение, которое помогает клиенту исходя из его ситуации подобрать оптимальную программу ипотеки, использовать жилищные сертификаты и др.

Мы и после передачи квартир стараемся обеспечить жильцов персональной цифровой экосистемой для комфортной жизни на новом месте: все вопросы в УК можно решить онлайн на индивидуальной консультации, есть специальный маркетплейс с услугами, сбор показаний счетчиков производится с помощью облачного решения и так далее.

– Насколько я понимаю, у вас вопросами автоматизации и цифровизации занимается отдельный блок?

– С ростом штата и усложнением задач ИТ-департамент превратился в важную структуру внутри компании, которая выполняет стратегическую функцию. Буквально на днях мы объявили о запуске ЦДС Tech – нашей цифровой лаборатории, которая разрабатывает широкий спектр IT-решений для рынка недвижимости. Уже сейчас создан примерно десяток программных продуктов, которые охватывают весь цикл строительных работ, от заливки первой плиты до сдачи объекта и его реализации.

ЦДС Tech решает абсолютно прикладные задачи бизнеса. Для лаборатории каждый департамент внутри компании – это полноценный заказчик, который приходит с конкретным запросом.

– А зачем понадобилась целая лаборатория? Не проще ли и дешевле отдавать такие задачи на аутсорс специализированным компаниям?

– Начнем с того, что не все готовые решения на рынке полностью устраивали нас с точки зрения функционала. Я вам приведу пример: у нас есть огромный проект в Питере – «Город первых». Это не просто стройка: сдал готовые квартиры и ушел. Там действительно масштабная территория размером с небольшой город, около 4,5 млн кв. м, а сам проект предусматривает последующее строительство социальной, торговой и производственной инфраструктуры. Нам крайне важно, чтобы людям было приятно и комфортно там жить. А таких проектов в активе компании более десятка, и в разных масштабах. И всё необходимо контролировать в режиме реального времени. Менеджмент на практике понял, что если мы хотим действительно прозрачный и эффективный контроль над процессом, то лучше нас самих никто не придумает решение, потому что мы знаем весь процесс от и до. Так что разработали собственный программный продукт, который окрестили «МонСТР». Расшифровывается как «мониторинг строительства».

Квартал «Чёрная речка» /девелоперская группа «ЦДС»

– В чем его уникальность?

– Раньше сотрудники управления строительного контроля выходили на площадку, отмечали замечания, потом возвращались в вагончики, формировали бумажные предписания на устранение, передавали их подрядным организациям, и потом проводилась работа по перепроверке. Часть замечаний могла потеряться. «МонСТР» позволил представителям контроля сразу зафиксировать место, где обнаружилась недоработка, сделать фото, подкрепить требования по устранению ссылками на документы, которые обосновывают претензии к качеству. После этого сотрудник определяет и фиксирует нормативный срок и ответственного за устранения замечаний. Вся информация попадает в информационную систему, ее все видят. То есть процессы становятся более прозрачными, наглядными и контролируемыми. Система просто не даст возможность закрыть объем работ, пока все замечания не устранены.

Наш «МонСТР» сам оповещает о недочетах, следовательно, генподрядчик и подрядчики к еженедельному совещанию стараются устранить максимальное число недоработок. А если это происходит быстрее, от этого выигрывает весь строительный процесс.

Естественно, приложение доступно для устройств на Android и iOS, есть web-версия. Немаловажно, что в прошлом году мы получили на это решение патент. Если же говорить о конкретных результатах, то эффективность работы строительного контроля выросла в два раза: сотрудники успевают получать и отрабатывать в два раза больше замечаний, чем при обычном «бумажном» процессе.

– Как долго длился переходный период для освоения нового сервиса и как это восприняли подрядчики?

– Переходный период на новый сервис занял около пяти месяцев: мы работали и с бумажными носителями, и с электронными сервисами. После этого решением руководства перешли на новый формат. Добавлю, что этот сервис мы интегрировали во все наши системы и сейчас планируем адаптировать его к работе с BIM-моделями.

Поначалу подрядчики восприняли новую практику без особого энтузиазма, но потом увидели, что это удобно, и стали активно пользоваться. Сначала мы закупили планшеты, но потом решили, что каждому удобнее будет пользоваться приложением с помощью собственного смартфона.

– А вообще много таких продуктов в отрасли? Сколько пришлось протестировать внешних решений, пока не создали свое?

– Не так уж и много: пару зарубежных и пару российских.

– Как же так? Ведь отрасль активно переходит на цифру?

– Проектирование – да. А строительные процессы отстают.

– Чем вы это объясняете?

– Консерватизмом мышления, что очень характерно для строительства в целом. Мы стараемся эту парадигму переломить и создавать новые стандарты, если хотите.

– Вы пробовали продвигать свой продукт внешним заказчикам?

– Скорее срабатывало сарафанное радио, и мы видим большой интерес, который появился еще до первого локдауна. Очевидно, у продукта есть и коммерческий потенциал.

– Если вы готовы предложить ваш «МонСТР» рынку, то каковы будут условия такого предложения?

–  Если учитывать соотношение стоимость/функционал, то наше предложение гораздо интереснее. В зависимости от количества лицензий, стоимость может быть в 2‒3 раза ниже, чем цена лицензий у других приложений. А эффективность нашего решения выше за счет более тонких и точных настроек, которые мы посчитали важными и внедрили. Кроме того, мы постоянно получаем обратную связь по эксплуатации от нашего «внутреннего заказчика» – департаментов ЦДС – и совершенствуем продукт.

– А помимо «МонСТРа», еще какие-то уникальные разработки есть? Или на нем и базируется вся цифровая экосистема ЦДС?

–  Мониторинг строительства – это хоть и важная, но далеко не единственная часть нашей ИТ-инфраструктуры. В группе «ЦДС» используется около 15 собственных разработок, которые поддерживают идею сквозной автоматизации бизнес-процессов, в том числе функционал систем CRM и ERP.

«Волковский» во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга расположен среди малоэтажной исторической застройки /девелоперская группа «ЦДС»

– Что это значит на практике? Можете привести примеры?

–  Как минимум экономия времени сотрудников в месяц получается до 1600 часов. Также это отражается на эффективности и скорости коммуникаций, обеспечивает прозрачный и управляемый процесс строительства: от разработки земельного пятна до взаимодействия клиентов с управляющей компанией уже после передачи квартиры.

Например, вход на стройку возможен только по биометрии, то есть работает система распознавания лиц. Мы точно знаем, сколько людей на самом деле на объекте в каждый конкретный момент времени.

Мы также создали решение, облегчающее контроль поставок материалов на стройплощадку. Поставщик в личном кабинете формирует QR-код поставки с привязкой к заказу, а прораб прямо на месте с помощью камеры телефона может «считать» код с документа поставщика и получить всю необходимую информацию о заказе, подтвердить количество и фактическую поставку. И эта информация доступна всем вовлеченным сторонам, что позволяет радикально сократить сроки обработки документов и снизить вероятность их потери.

Важным запросом от коллег была разработка собственной тендерной площадки, так как компания не отдаёт работы «на сторону», а сама подбирает подрядчиков путем конкурсных закупок, чтобы получить наилучшее соотношение цены и качества товаров и услуг. Опять же, всё на условиях максимальной прозрачности. Условия, на которых подрядчик выиграл тендер, фиксируются в информационной системе, и закрытие объемов работ производится также через наши информационные системы.

– Михаил, расскажите о планах компании по дальнейшему развитию программно-аппаратного комплекса и собственной цифровой экосистемы.

–  Сама по себе цифровизация – это не прихоть, а, скорее, насущная необходимость. Спрос на рынке недвижимости Санкт-Петербурга и Ленинградской области растет. Вместе с тем ЦДС обладает большим собственным земельным банком (более 5,9 млн кв. м), работает в одном из самых перспективных сегментов – строительстве массового жилья и занимается комплексным освоением территорий. С точки зрения технологической поддержки этих процессов, несомненно, есть вызовы, но и возможности практически неограниченные. Автоматизировать работу компании без реального влияния на результаты, на мой взгляд, бессмысленно. Основная задача ЦДС Tech в этом смысле – обеспечить технологическую подготовленность группы к дальнейшему динамичному развитию и на деле поддержать качество продукта, максимально упростив работу наших коллег и снизив рутинность процессов, где это возможно. Этим и будем заниматься в обозримой перспективе.

возрастное ограничение: 16+