«Строительный комплекс Москвы, как огромный корабль, движется взятым курсом»
Рафик Загрутдинов, глава департамента строительства, про импортозамещение и цифровые технологии в строительной отрасли Москвы– Вот уже четыре месяца Россия живет в условиях глобальных санкций, наложенных Западом. К ним мы не были готовы и даже не предполагали, что все это может произойти. Как стройкомплекс Москвы отреагировал на вызов?
– Строительный комплекс Москвы – это большая система, которая на протяжении последних лет была выстроена таким образом, чтобы оперативно реагировать на изменение внешней среды. Если смотреть в целом на строительную отрасль, то за последние 20–25 лет кризисных ситуаций было немало. До февральских событий, в 2020 г., у нас был коронавирус – и в результате пандемии уже произошел разрыв логистических цепочек. Ну а если же говорить про февраль, то мы как работали в плановом режиме, так и продолжили работать дальше. Стройкомплекс Москвы полностью обеспечен финансированием, трудовыми, материальными ресурсами, поэтому за прошедшие четыре месяца у нас не было ни корректировок программ, ни остановок стройки на каких-то объектах.
– Как сказался уход западных компаний – поставщиков и производителей строительных материалов и инженерного оборудования? И как этот вопрос сейчас решается?
– Да, некоторые европейские и американские производители отказались с нами работать – это компании, поставляющие лифтовое оборудование: Kone, Schindler, производители насосных систем Grundfos, Danfoss, компания Siemens, Honeywell (автоматизация и диспетчеризация инженерных систем), АBB, Legrand, Bosch (электрика) и т. д. Поэтому мы корректируем документацию по этим позициям и ищем им замену. Есть российские производители лифтов, которые используют в том числе комплектующие импортного производства, и у них на несколько месяцев были запасы. Пока они работали на запасах, были найдены новые поставщики из Китая, Турции, ОАЭ. Так обстоят дела и по другим позициям, и уже на сегодняшний день мы полностью обеспечены всеми материальными ресурсами для выполнения программы ввода на 2022 г.
– Речь идет о контрактах или об уже поставляемых альтернативных материалах?
– Стройка не останавливается, и альтернативные материалы уже доставляют. По тем контрактам, которые прекращены, нам возвращают деньги, и мы на них заключаем новые. Параллельно мы корректируем проектную документацию. Где-то приходится больше поработать проектировщикам. Так, мы перепроектировали ряд объектов по вентиляционным системам и перешли на российские аналоги – они по качеству не уступают западным.
– Какое соотношение российских и импортных материалов на объектах стройкомплекса?
– 90–95% строительных материалов российского производства. Но на многих заводах стоит импортное оборудование. За прошедшие четыре месяца срывов в поставке материалов не было. Система отлажена так, что каждый участник производственного процесса, если возникают какие-то проблемы с заменой оборудования или запчастями, решает их самостоятельно на своем месте.
Оставшаяся часть импорта (5% или чуть больше) – это в основном инженерные системы: насосы, оборудование для теплоснабжения зданий, автоматизации и диспетчеризации, электрика. По этим системам мы действительно зависели от западных поставщиков. Но мы на эти позиции подобрали не только российских производителей, но и европейских, так как не все западные компании прекратили поставки. Также с нами работают производители из Китая и Турции.
Сейчас у российских предпринимателей появилась возможность занять освободившиеся ниши. Есть крупные застройщики – системные игроки на рынке, которые уже имеют свои заводы, сейчас им представилась возможность производить нужные комплектующие. Речь в том числе о вентиляционном оборудовании, насосах. Не забывайте, что большинство ушедших производителей имели на территории России заводы – люди, технологии, здания остались. В первое время будет нелегко, но в перспективе на этих площадках можно будет производить и выпускаемое ранее оборудование. Если будет гарантированный сбыт, производители окупят инвестиции.
– Как сейчас идут поставки?
– Раньше большие объемы поставок осуществлялись автомобильным транспортом. Хорошо использовался маршрут через Санкт-Петербург и страны Балтики, когда машины перевозились на паромах. Сейчас этот канал слабо работает. Есть альтернативные маршруты через Европу, но их количество резко уменьшилось, так как возникли определенные требования по пересечению границ европейскими транспортными компаниями. Также сохранились авиаперевозки, и сейчас маршруты в основном идут через Турцию.
– Какие технологии и материалы оказалось сложнее всего заместить?
– Практически всю номенклатуру западных товаров мы уже замещаем. Это касается и «железа», и софта для инженерных систем. Эти системы более сложные, но все-таки мы находим альтернативные варианты плюс меняем алгоритмы, потому что определенные бизнес-процессы можно менять, не ухудшая качества и безопасности эксплуатации здания. Хотя в этой части у нас на первых порах сложности были, но сейчас все опирается на российские аналоги.
– В марте популярная у проектировщиков компания Autodesk* объявила об уходе из России. О приостановке деятельности в стране сообщили и другие западные разработчики. Их чем будем заменять?
– Уход из России такого крупного поставщика программного обеспечения, как Autodesk, конечно же, ощутимое событие для проектировщиков и строителей. Однако повода для паники нет – российские аналоги существуют на рынке достаточно давно и зарекомендовали себя как полноценные, самобытные и конкурентные продукты. Сложившаяся ситуация для них – это время вызовов и возможностей.
И сегодня в строительной индустрии применяется довольно много решений российского производства. Мы умеем проектировать в BIM, создавать BIM-модель, применять ее в процессе стройки, а также знаем, как превратить ее в цифрового двойника и использовать далее в эксплуатации объектов. У нас есть информационные системы, которые позволяют продлевать жизненный цикл объекта на десятки лет, более эффективно расходовать ресурсы на его техническое обслуживание и содержание.
Цифровые двойники – это точные копии объектов, инженерных сетей и коммуникаций. В цифру перенесено все: процессы, люди, системы и устройства вплоть до вентиляционных люков. С помощью цифрового двойника можно отслеживать состояние объекта. Это большой шаг в развитии цифровизации отрасли, переход на новый уровень: применять сквозные технологии на всем жизненном цикле объекта – от проектирования до строительства и далее до эксплуатации.
Приведу пример. Центр компетенций департамента строительства Москвы впервые использовал систему BIM-эксплуатации на объектах Международного медкластера в «Сколково». Там применялась экосистема продуктов российского производства – компании Amethyst Capital. Сначала это была облачная система управления строительством Exon **, которая переводила весь документооборот в юридически значимый цифровой вид, создавала единое пространство для рабочей коммуникации всех участников строительства. Эти технологии позволили завершить стройку практически в 2 раза быстрее и на 0,5 млрд руб. дешевле, чем планировалось.
После мы пошли дальше и решили продлить жизненный цикл объекта – интегрировали данные из системы управления строительством с облачной умной системой эксплуатации. По завершении строительства всех объектов кластера с управлением штатными и нештатными ситуациями справятся всего 40 инженеров, а не 100, как было бы без применения цифровых технологий. Вот только несколько преимуществ работы умной эксплуатации в цифрах: увеличение производительности инженерного состава на 20%, увеличение срока службы инженерного оборудования более чем на 15%, снижение затрат на внеплановое обслуживание до 50% и т. д.
Важно отметить глобальный тренд в развитии цифровизации строительства. Производится не просто импортозамещение программного обеспечения – в России создаются новые, качественные продукты и системы. В будущем, когда мы перейдем от цифровых двойников объектов к цифровым двойникам целых городов, управление станет более прозрачным, а наша жизнь – качественно другой.
– Департамент полностью перешел на цифровые технологии?
– У нас больше чем по половине объектов исполнительная документация выпускается в цифре. Есть программный продукт, который позволяет общаться между собой проектным и подрядным организациям.
За прошедший год все подведомственные департаменту строительства организации были подключены к работе в единой системе управления проектами. В целом по подведомственным организациям нам удалось сократить срок согласования и подписания документов в 6 раз, что отражается на общем сроке реализации проекта. Мы ожидаем, что в ближайшей перспективе с помощью цифровых инструментов общее время строительства сократится на 10%.
Сейчас у департамента параллельно в стройке находится около 530 объектов. За один объект считается и линия метро, и огромные эстакады, и жилой дом. Жилых домов строится более 350. У нас есть система «Мосгорзаказ» ***, которая позволяет в цифровом виде на планшете получать всю актуальную информацию по всем стройкам стройкомплекса. Достаточно нажать нужные кнопки, чтобы получить нужный отчет, фотографии любого объекта, фото контрактов, график производства работ и др. Система была апробирована в Москве, и сейчас по поручению мэра Москвы Сергея Собянина она будет использоваться на территории всей Российской Федерации.
– Как будет с теми объектами, проектирование которых велось на Autodesk, – их можно адаптировать под российское ПО?
– Можно. Абсолютно все развитые российские программы могут работать с использованием открытого формата данных IFC. Именно в таком формате принимает на рассмотрение проектную документацию ГАУ «Мосгосэкспертиза» при оказании услуги по прохождению государственной экспертизы проекта.
Рафик Равилович Загрутдинов
– Если вернуться к строительным материалам, то можно сказать, что благодаря импортозамещению проблема уже решена или будет решена до конца года?
– В глобальном мире не стоит питать иллюзии, что какая-то страна может обойтись только собственными ресурсами. Во всех странах присутствуют зарубежные технологии и строительные материалы. И при Советском Союзе на заводах тоже нередко стояло зарубежное оборудование. Процесс строительства непростой, и даже без санкционного давления возникает много задач. Самое главное – нацеленность на их решение. Мы не знаем сейчас, что еще может случиться в декабре, и никто не даст гарантии, что до конца 2022 г. все проблемы будут решены. Но те вопросы, которые возникали по состоянию на июнь, решены практически полностью. Это касается и материалов, и медицинского оборудования для объектов здравоохранения – все будет доставлено.
Уверенность в будущем у московских строителей есть, так как есть подтвержденная бюджетом программа. В департаменте огромный заказ на строительство объектов здравоохранения, метро – это высокотехнологичные объекты, и они полностью обеспечены оборудованием. На сегодняшний день я не вижу серьезных рисков по срыву сроков. Да, есть вопросы, но мы в ежедневном, еженедельном режиме их обсуждаем и находим ответы.
В прошлом году в Москве был рекордный объем ввода недвижимости. Строилась она с использованием высокотехнологичной, в том числе импортной, техники, у которой длительный срок службы. Но, например, китайские проходческие щиты, которые задействованы при строительстве метро, нисколько не уступают немецким и канадским машинам и прекрасно работают. Департамент напрямую технику не покупает, ее приобретают подрядные организации. И как только один поставщик уходит, эту нишу занимают другие производители и поставщики.
Среди тех инструментов, которые мы предложили подрядчикам уже в начале весны, – увеличение объема авансовых платежей (не все банки были готовы давать подрядным организациям кредиты), сокращение сроков проведения экспертизы, так как нам как заказчику дали полномочия корректировать проектную документацию. Провели корректировку контрактов с учетом инфляции. И если происходит удорожание строительных материалов, мы с ведома мэра корректируем стоимость контрактов. Раньше, если контракт был заключен по ФЗ № 44, вносить изменения было запрещено, сейчас субъект Федерации получил такие полномочия. Таким образом, у подрядных организаций ситуация складывается даже лучше, чем была до февраля и введения санкций. Самый главный инструмент для того, чтобы подрядная организация выжила, – это гарантированный заказ. Москва на сегодняшний день не сократила объемы горзаказа. Более того, город принял трехлетнюю программу загруженности подрядчиков строительного комплекса (адресную инвестиционную программу строительства (АИП). Мы быстро реагируем на изменения сметной стоимости, гибко меняем проектную документацию, обеспечиваем подрядные организации оборотными средствами. Что еще нужно? Все условия для работы созданы, поэтому все подрядные организации работают.
Департамента строительства Москвы
Департамент реализует государственную политику в области градостроительства. Он размещает государственный заказ на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для объектов капитального строительства, проектирование, строительство, реконструкцию за счёт бюджета. Департамент также координирует обращение с отходами строительства и сноса в Москве.
– Каковы прогнозы по вводу жилья в 2022 г., в том числе по программе реновации?
– Планы не поменялись. Например, по реновации как было 1,2 млн кв. м, так и осталось. Программу переселения мы в прошлом году перевыполнили и в этом году ориентируемся тоже по этой планке.
– Какие планы ввода социальных объектов?
– По объектам образования на 2022–2024 гг. намечено к сдаче около 70 объектов (350 000 кв. м). Это соответствует ранее принятому плану. И в этом году у нас рекордный ввод объектов здравоохранения. Одновременно в стройке находится более 500 000 кв. м.
– Как вы можете прокомментировать упрощение некоторых норм ради продолжения строек? Не приведет ли все это к снижению качества будущей недвижимости?
– Речь идет не о снижении качества, а о том, что некоторые нормы имеют рекомендательный характер. А среди них тысячи старых, принимаемых с учетом уже устаревших материалов технологий. И если проектировщик не использовал какую-то норму, он должен был доказать свою правоту расчетами. На сегодняшний день упрощение норм придает гибкость процессу, но качество от этого не страдает. Наоборот, сильная зарегламентированность тормозит стройку. Есть правила проектирования, есть государственная экспертиза, и есть нормы и требования к проектированию – и они будут соблюдаться.
Строительный комплекс Москвы, как огромный корабль, движется взятым курсом, реализуя трехлетнюю АИП и ни на один градус не свернув с пути. И когда где-то штормит, никакой паники на палубе нет – все работают на своем месте.
* Возрастное ограничение 12+
** Возрастное ограничение 18+
*** Возрастное ограничение 18+