Здоровье как мотив для отдыха

Как в России развивается санаторно-оздоровительный сегмент гостиничной недвижимости
Cовременные объекты зачастую не используют слово санаторий в позиционировании, предпочитая называться клиникой или курортом

Спрос россиян на оздоровительный отдых активно формируется на протяжении последних нескольких лет. «Детокс», «антистресс», «чек-ап» –эти слова из чего-то необычного превратились в знакомые термины, описывающие рутину заботы о себе. Все больше людей предпочитают профилактику, регулярную проверку здоровья и превентивные практики, позволяющие избежать болезней или снизить риск заболеваний в будущем.

Причин тому несколько. Идет постепенная смена поколений, а многие тренды формируются благодаря молодежи, для которой забота о себе – это одна из ключевых ценностей. Эти молодые люди с удовольствием занимаются спортом, следят за рационом и распорядком дня. Другим важным фактором стала пандемия коронавируса, которая послужила своеобразным триггером, благодаря которому многие всерьез задумались о своем физическом здоровье и системном подходе к заботе о нем. В совокупности с ограничениями на путешествия и посещения зарубежных оздоровительных объектов, эти факторы способствовали значительному всплеску интереса к оздоровительному туризму внутри страны. Так, число гостей в санаторно-курортных объектах РФ выросла в 2021 г. по сравнению с 2020 г. на 48%, доходы санаторно-курортных объектов выросли на 58% и даже на 9% превысили доходы 2019 г. (данные Росстата).

Не только лечение

Этот сегмент совмещает в себе лечение, оздоровление и реабилитацию с проживанием и отдыхом. Если раньше основу санаторно-курортных объектов составляли именно санатории с оздоровительными услугами, профессиональным персоналом и оборудованием, то в последние годы клиенты стали намного более искушенными и требовательными относительно сервиса. Большинство гостей воспринимает их в первую очередь как курортные объекты и ожидает современный сервис, услуги и высокое качество обслуживания. Особенно это проявляется на фоне постепенного омоложения аудитории и роста популярности оздоровительных услуг среди людей среднего возраста. Если десять лет назад в санатории ездили в основном люди пенсионного возраста, то сегодня на них приходится менее половины, а гости в возрасте 35-45 лет стали составлять значимую часть спроса.

Соответственно сейчас особой популярностью пользуются объекты, которые предлагают возможности совместить оздоровительный отдых и отдых с детьми. Именно благодаря тому, что люди среднего возраста стали играть существенную роль в спросе на услуги по оздоровлению, наличие инфраструктуры для детей стало важным конкурентным преимуществом – далеко не все могут оставить детей дома и предпочитают проводить отпуск вместе. Более того, стали появляться объекты, которые позиционируют себя именно как загородные курорты, предлагающие два вида отдыха – рекреационный и оздоровительный. Обычно они загружены в течение года, даже с учетом большой емкости номерного фонда.

Следует отметить, что из-за постепенного устаревания материально-технической базы, отсутствия достаточно уровня государственной поддержки и финансирования, низкого качества оказания услуг санаторно-оздоровительный сегмент в постсоветское время пришел в упадок. Санатории стали ассоциироваться с устаревшими, некомфортными, неуютными местами. Новые и современные объекты зачастую не используют слово «санаторий» в позиционировании, предпочитая называться «клиникой» или «курортом». Новые поколения требуют смены языка, отсюда такое распространение «курортов» в России. По сути это те же санатории.

Еще одним важным изменением на рынке санаторно-курортных услуг стал постепенный уход от длительных оздоровительных программ к популяризации коротких треков продолжительностью 3, 5 и 7-дней. Сегодня крайне редко мы имеем возможность отключиться от рабочих процессов на три недели, как это было принято ранее. Намного более реалистичным являются регулярные поездки на более короткий срок – от нескольких дней до недели. Именно под этот формат создаются новые программы в современных санаторно-курортных объектах.

Реакция девелоперов

За последние два года стало заметно, как при качественном изменении спроса состояние предложение также постепенно меняется. Можно отметить тренд на увеличение числа санаториев, переходящих из ведомственных в объекты, работающие на открытом рынке. Постепенно заключаются сделки по приобретению старых санаторных объектов, идет процесс поэтапного их редевелопмента. Если раньше центром развития оздоровительных услуг был южный регион – Краснодарский край, Ставрополье, Крым, – то сейчас активно развиваются и проекты вокруг крупных городов. Подобная география является еще одним ответом рынка на локализацию спроса и увеличение спроса на короткие поездки.

Также одним из трендов является появление сетевых игроков на этом рынок. Одной из наиболее знаковых сделок последнего времени на санаторно-курортном рынке стало приобретение Александром Клячиным, владельцем сети отелей Azimut, компании «РЖД-Здоровье», в состав которой на момент приобретения входило 19 санаторно-курортных объектов по всей стране.

Сезонность и кредиты

Характерной особенностью санаторно-курортного рынка является достаточно высокая загрузка объектов по сравнению с обычными гостиницами. Более сглаженная сезонность позволяет распределять загрузку персонала на протяжении всего года, что важно на этапе операционного управления объектом.

Одновременно с этим на рынке можно встретить крайне высокую дифференциацию по цене: часть объектов предлагает бюджетные программы со стоимостью процедур в пределах 1500-2000 руб. в сутки, а другая часть – комплексные программы стоимостью до 35 000 – 50 000 руб. в сутки. Как правило, в санаториях осуществляется продажа путевок, включающих как лечебно-оздоровительные услуги, так и проживание, питание. Общая стоимость зависит от сезона, региона и уровня объекта и варьируется от 2,5-3 тыс. рублей в сутки в бюджетных объектах до 55-70 тыс. рублей в объектах высокого уровня.  Подобный ценовой разрыв стимулирует девелоперов обратить внимание на среднюю нишу и сформировать комплексный продукт, который будет ориентирован на массового гостя. Данная ниша имеет большой потенциал в силу наличия запроса на качественные оздоровительные услуги.

Одним из подводных камней для реализации гостиничных проектов всегда была стоимость кредитования. Санаторно-курортные объекты достаточно капиталоемкие и требуют больше инвестиций, даже в сравнении с гостиницами, – на 25-30% дороже стоимости обычного загородного объекта. Поэтому льготная ставка кредитования, которая распространяется в том числе на санаторно-курортные объекты уровня «три звезды» и выше, стала большим подспорьем для развития данных проектов в последние два года. Сохранение программы субсидирования кредитной ставки позволит реализовать качественные проекты на рынке санаторно-курортных услуг и создать конкурентоспособные объекты, в которые хочется возвращаться.