Эволюция городов выявляет достоинства и недостатки актуального этапа развития общества
Правильного ответа на вопрос о том, что такое «идеальный город» попросту не существуетРазвитие города идет по принципу домино: постоянно меняющийся экономический базис оказывает прямое воздействие на архитектурную надстройку, благоустройство, инфраструктуру
Дискуссии о выборе сценариев развития городов длятся столько же сколько существует научная урбанистика, а на бытовом уровне – гораздо дольше. Наиболее острые фазы обсуждений совпадают со периодами смены поколений, административных, социальных и технологических укладов. Еще в середине прошлого века около 70% мирового населения проживало в сельской местности и только 30% в городах, уже в середине этого столетия мы увидим диаметрально противоположную картину. Вполне очевидно, что на этом фоне представления о совершенной модели агломераций постоянно эволюционируют, противореча друг другу. Я думаю, правильного ответа на вопрос о том, что такое «идеальный город» попросту не существует.
Причины изменения среды с течением времени меняются, и в их числе могут быть: замена производственной модели, увеличение количества рабочих, необходимость формирования пространства для их проживания и общественных деятельности. Это означает, что одновременно с изменением схем ведения бизнеса, передвижения в пространстве, организации досуга эволюционирует и структура городской среды, обнажая достоинства и недостатки актуального этапа развития общества. Возникающие в ходе данного процесса проблемы являются не негативным, а позитивным показателем «здорового» развития города.
Можно вспомнить характерный пример развития мегаполисов Китая в новейшей истории. Так, с середины XX в. крупнейшие города страны развивались в качестве мощных промышленных центров с целью превратить КНР в индустриальную державу. В определенное время эти задачи были решены, но одновременно перед городами возникли совершенно новые вызовы в виде перенаселения и ухудшения экологии. Увеличение товарооборота и вовлечение экономики Китая в глобальный рынок потребовало диверсификации городской среды и внедрения в нее новых финансовых районов, образовательных комплексов и т.д. Стремительный рост благосостояния жителей Пекина, Макао и Шанхая привел к ускоренной автомобилизации населения и необходимости перестройки транспортных систем и инфраструктуры в целом. Таким образом, развитие городской среды идет по «принципу домино», когда постоянно меняющийся экономический базис оказывает прямое воздействие на архитектурную надстройку, благоустройство и инфраструктуру.
Комфортной и оптимизированной является та среда, которая максимально быстро реагирует на колебания общественного или экономического климата, научные исследования, подстраиваясь под современные реалии. Это помогает увеличить показатели эффективности урбанизированных территорий и параллельно сделать пространство более разнообразным и удобным. И наоборот – зацикливание на одной модели развития приводит к негативным последствиям, как это, к примеру случилось в Детройте в США.
В сходном ключе в XX веке развивались и многие российские города. Можно рассмотреть эволюцию Москвы, которая сегодня обладает признаками и классической кластерной концепции, и концепции 15-минутного города. На первый взгляд они могут показаться взаимоисключающими, но в реальности мы живем в парадигме их смешения. Дело в том, что в современном городе функция кластера может быть преобладающей, но дополнительная инфраструктура делает его части автономными, такими, где до всего действительно 15 минут пешком. Таким образом выражается идентичность района с одной стороны и его самодостаточность и доступность – с другой.
Признаки кластерного типа в Москве – наследие советского пути развития с его огромными производственными территориями. Но город стал избавляться от индустриальных доминант внутри себя. Крупные промышленные производства выносятся за пределы исторических радиусов либо трансформируются, на их месте возникает общественная и жилая среда. Для работы в промышленном секторе за счет внедрения автоматизированных линий сейчас не требуется много рабочих – но нужны квалифицированные сотрудники, – а к архитектурной оболочке предъявляются высокие требования. Людям нужны люди, закономерным становится рост сферы услуг. Один из ярких примеров подобных явлений – создание квартала «Зиларт».
Если говорить о передвижении в пространстве, то еще вчера казалось, что лозунг «каждому по автомобилю – дороги на расстоянии вытянутой руки» сделает мобильность населения абсолютной. Однако пройдя подойдя к кульминации этого процесса, общество осознало его обратную сторону и сегодня впервые в истории владение автомобилем может получить негативную общественную оценку. Постепенно будут уменьшаться потоки личных машин, что напрямую соотносится как с идеей самодостаточности отдельных районов, так и с реализацией комплекса мер регулирования проезда в отдельные части города. Внедрение продуманных систем платных парковок, ограничение транзитного движения, расширение инфраструктурных линий и т.п. – это не способы ущемить права населения, а инструменты стимуляции развития общественного транспорта. Совокупность данных мер должна способствовать повышению комфорта и скорости передвижения. Кроме того, нельзя забывать о развитии пешеходной и велосипедной инфраструктуры, частного электротранспорта, которые дают людям альтернативные возможности для передвижения, мотивируют их использовать автомобиль только для длительных путешествий.
То же самое можно сказать и о благоустройстве, зонировании территорий, выборе дизайн-кода и других аспектах городской жизни. Эволюция городского пространства – это процесс, построенный на принципах гегелевской диалектики, таких как «отрицание отрицания» и переход количественных изменений в качественные. Например, невозможно не согласиться с тем, что доступность и безопасность – один из основных приоритетов развития современного мегаполиса. Для того чтобы не только осознать это, но и двигаться к поставленной цели, понадобилось много времени и активных действий – от банальной установки пандусов/ подъемников по нормативам до универсализации и ненавязчивости подобных решений. Мы хотим увидеть город, в котором любой человек вне зависимости от его возраста, состояния здоровья или социального статуса будет чувствовать себя комфортно, но это не цель, а именно процесс. Любая даже самая тонко настроенная и совершенная система, находясь в статике быстро деградирует.
Как не парадоксально это звучит, люди всю свою историю преодолевали «зону комфорта», стремясь сделать жизнь удобнее и безопаснее. Разумеется, на этом сложном пути, каждый раз появлялись «побочные» эффекты, на которые человечество находило ответ и двигалось дальше. Так, если говорить бытовым языком, то постоянная комфортная жизнь и изобилие, избегание стрессов – это прямой путь к чувству пресыщенности, а затем и апатии. Как этого избежать? Выходить из зоны комфорта, но в отличие от наших древних предков мы можем делать это осознанно, выбирая допустимый для себя риск. Современная урбанистика – это постоянное противопоставление различных идей в котором рождаются эффективные решения.