Игровые технологии навсегда изменят современную архитектуру

И сэкономят архитектору часы переговоров с заказчиком
Технологии виртуальной реальности стали машиной времени, мгновенно перемещающей в будущее или прошлое объекта

Развлечения и прогресс тесно связаны друг с другом: общество требует хлеба и зрелищ, каждый раз получая все более впечатляющие сценарии досуга. Порой их потенциал распространяется далеко за пределы видимых границ индустрии интертеймента. В свое время виртуальная и дополненная реальность обещали перевернуть мир гейминга, создав принципиально новый сегмент рынка. Вместо этого, оставаясь все еще довольно нишевым игровым продуктом, подобные технологии совершили революцию в сфере строительства.

Какие бывают реальности

Теоретически виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR) более или менее одинаковы, оба формата визуализации служат одной цели – погружению в виртуальную среду. Дополненная находится ближе к реалистичной границе, поскольку имитирует искусственно созданные объекты в физическом пространстве. Виртуальная – создает полностью цифровую среду. Смешанная реальность (MR) – гибрид того и другого. Для обзора архитектурной VR-модели нужен специальный шлем, а сам процесс походит на погружение в детально воссозданный мир. AR обладает большей мобильностью и может выстраиваться даже на экране смартфона или планшета, вписывая виртуальные объекты в реально существующий фон. Именно по такому принципу действуют игра Pokemon Go. В случае с проектированием охотиться на цифровые фасады и витражи по всему городу не понадобится, а вот демонстрация планируемых конструктивных изменений на реальном объекте может сэкономить архитектору долгие часы переговоров с заказчиком.

В развитии виртуальной и дополненной реальности крайне заинтересованы крупнейшие IT-гиганты. Они видят в технологии потенциал для формирования новой оцифрованной социальной среды и стремятся первыми нащупать будущие тренды, сделать устройства более мобильными и удобными в пользовании. Еще в 2012 г. компания Google представила AR-гарнитуру для Android – Google Glass. Она вызвала ажиотаж, и, хотя недоработки (плохая автономность, дыры в софте, ошибки промышленного дизайна) и похоронили проект, они не похоронили амбиции бизнеса.

В 2014 г. Facebook за $2 млрд купил одного из флагманов разработки очков виртуальной реальности – компанию Oculus. У ее истоков стоял создатель культовых игровых серий DOOM и Quake Джон Кармак, и долгое время игровой вектор развития был приоритетным для бренда. Однако сейчас Марк Цукерберг хочет сделать из Oculus производителя оборудования для виртуализации социальных приложений. Например, в будущем пользователи очков виртуальной реальности смогут находиться в одной трехмерной «комнате» и взаимодействовать друг с другом с разных концов планеты. Это все тот же Facebook, но с эффектом присутствия.

Apple уже готовится преставить, как может выглядеть мобильная виртуальность в ближайшем будущем, и провести презентацию очков Apple Glass. Корпорация заявляет, что на их устройстве можно будет устанавливать огромное количество софта, отвечающего за самые разные функции, от создания дополненной реальности для навигации на дорогах до диагностики зрения.

Как все это относится к архитектуре

В будущем мы получим простой и удобный инструментарий для воссоздания любых объектов в любом месте. Пресс-туры в визуально полностью готовые здания, на площадки, где еще даже не появилась строительная техника, совещания внутри виртуального объекта для людей, находящихся на разных концах земли, – все это превратится в обыденность. Сейчас мы только начинаем долгий путь к подобным решениям, но совсем скоро без применения подобных технологий конкурировать на рынке будет невозможно.

Для создания любого девелоперского продукта умение достичь соглашения о том, какой объект хочет получить инвестор, является ключевым. Более чем за 10-летнюю практику нашего бюро мы видели огромное количество ситуаций, где корень проблемы крылся именно в недопонимании между участниками процесса: это приводило к изменениям проекта на этапе стройки, увеличению смет, дополнительным переделкам и пересогласованиям. Так или иначе, сроки увеличивались, а заказчик по итогу рисковал получить не то, что представлял себе изначально, терял деньги, нервы и время. С активным переходом на информационное моделирование зданий (BIM) наметился определенный прогресс, но изучение проекта через экран монитора все равно не позволяет до конца прочувствовать все нюансы.

Каким бы сложным ни казался VR/AR, использование компьютерных технологий помогает ускорить и облегчить процесс архитектурной визуализации. Интерактивные интерфейсы – это новый универсальный язык дизайна, который понятен всем. Вместо того чтобы тратить недели, а часто и месяцы на создание физических моделей и копий структур, мы просто меняем правило игры, визуально переводя проектные решения на язык бизнеса, властей или быта.

В системе можно рассмотреть разные варианты геометрии здания, изменить конфигурацию объекта, уменьшить или увеличить концептуальные объемы, выбрать колористические решения или поменять расстановку мебели. Детализация может быть абсолютно любой, вплоть до мельчайших элементов дизайна.

Мы меняем правила физики и позволяем людям присутствовать в проекте, наблюдать, слышать и тестировать архитектуру. Время – главный ресурс современного человека, а VR стал машиной времени, мгновенно перемещающей в будущее или прошлое объекта.

Впервые мы попробовали работать с проектом в VR полгода назад и сейчас все текущие объекты ведем сразу в двух системах. Процесс устроен так, что команда при необходимости может в любой момент проектирования надеть шлемы виртуальной реальности и с помощью специальных контроллеров создать концептуальную форму объекта, доработать или уточнить детали. Мы имитируем трехмерную среду для совместного анализа, облегчая иммерсивный опыт архитектурных проектов.

Сейчас спрос на специалистов в VR/AR-системах высокий, поэтому мы привлекаем кадры из геймдева (игровой индустрии), который пользуется похожими принципами создания виртуальных миров. Для работы с VR нужна технологическая и программная база: комплект оборудования стоит в среднем $5000–7000 и программное обеспечение еще около $500–2000 по модели подписки в месяц. Впрочем, игровая индустрия еще долгое время будет куратором виртуальной реальности в других сферах жизни.

Свежие версии игровых движков, таких как Unreal Engine и Unity, уже полностью, а не частично поддерживают технологии виртуальной реальности, рейтрейсинг и т. д. Просто взгляните на миры, которые уже сейчас создаются при помощи данных экосистем! Этот инструментарий позволит вывести скорость, качество рендеринга и импорт объектов в цифровое пространство на принципиально новый уровень.

Все это позволяет быстро создавать базы виртуальных объектов, которые строятся в городах, а далее – полноценную интерактивную цифровую карту города. Нам как архитекторам такой инструмент облегчает работу по интеграции объектов в окружение, а заказчик получает возможность вырваться за рамки виртуального путешествия исключительно по интерьерам или фасадам. Теперь при желании он может обойти весь дом, посмотреть по сторонам, оценить виды из окон, то, как здание выглядит живым и наполненным людьми и динамикой.

Создание виртуального дубликата не увеличивает сроки проектирования, а идет параллельно. Девелопер получает всю документацию в привычном ему виде и дополнительно может воспользоваться виртуальной моделью. В случае работы со сложными проектами по редевелопменту или реконструкции исторических объектов данный факт будет играть определяющую роль.

В будущем показатели мобильности и автономности VR/AR-устройств значительно улучшатся. Очевидно, что уже совсем скоро мы будем легко и без особых усилий жонглировать реальностями, время и место станут не чем иным, как просто техническими терминами, и для всего рынка это без преувеличения станет революцией. Кроме сокращения издержек на возможные ошибки, мы сделаем архитектуру действительно ближе и доступнее для понимания.