Нестандартные логистические решения онлайн-ритейлеров
Главные новаторы – гиганты рынкаВ некоторых регионах ожидание заказа по 3-4 дня – стандартная практика, а московский потребитель предполагает, что хлеб привезут теплым, а продукты категории заморозка не растают
Российский рынок онлайн торговли – один из самых молодых и быстро растущих, его ключевая специфика – неравномерность развития по стране. В условиях многообразной географии и концентрации потребителей в крупнейших агломерациях, отдаленных друг от друга на сотни километров, обеспечение эффективной логистики – одна из сложнейших задач, которая стоит перед онлайн-ритейлерами. И неоднородность потребительских предпочтений от рынка к рынку усложняет ее. С логистической точки зрения это выражается в том, что в некоторых регионах ожидание заказа по 3-4 дня – стандартная практика, тогда как московский потребитель при оформлении заказа предполагает, что хлеб останется теплым, а продукты категории «заморозка» не растают.
Высокие ожидания и жесткая конкуренция способствуют тому, что ритейлеры создают абсолютно новые и нестандартные цепи поставок, удовлетворяющие критерию температурного режима, скорости доставки и большему ассортименту. В первую очередь в столичном регионе, в перспективе – по всей стране. Главными новаторами, конечно, остаются гиганты рынка, благодаря доступу к новым технологическим решениям и наличию финансовых ресурсов для внедрения новых подходов.
Забрать заказ на кассе
X5 Retail Group имеет одну из самых развитых и сложных логистических систем, обеспечивающих работу сразу нескольких сервисов. Компания обеспечивает транспортную логистику как для собственных служб, так и для внешних операторов. Есть подразделение 5Post – служба доставки для интернет-магазинов с сетью пунктов выдачи и постаматов на базе магазинов «Пятерочка». Партнерами 5Post являются такие крупные онлайн-операторы как Joom, iHerb, AliExpress, DNS и М.Видео. Еще одно подразделение – интернет-магазин «Впрок», логистика которого реализуется на базе дарксторов площадью 18 000 – 25 000 кв. м. Отдельной линейкой выделен сервис экспресс-доставки «Около», который обеспечивает доставку из офлайн магазинов «Перекресток» и «Пятерочка». Сервис открытый, к нему уже присоединились такие рестораны как «Макдоналдс», «Папа Джонс», «Город – сад» и др. Опция экспресс-доставки из розничного магазина стала особенно востребованной в период ограничений весны 2020 г., когда магазины компании фактически представляли собой классические дарксторы, что стало важным конкурентным преимуществом для X5 Retail Group.
Логистика ритейлера развивается по трем направлениям: крупные распределительные центры, 50 000 кв. м и более, затем – дарксторы по 18 000 – 20 000 кв. м, что в несколько раз превышает размеры даркстора в классическом понимании (например, у «Яндекс Лавки», «Самоката» или Ozon они занимают 150-2000 кв. м), а также плотная сеть розничных магазинов, обеспечивающих работу и онлайн, и офлайн направления.
X5 Group открыла даркстор площадью 37 000 кв. м в Новой Москве
X5 Group в октябре открыла даркстор Vprok.ru Перекрёсток общей площадью 37 000 кв. м в деревне Саларьево Новомосковского округа. Он стал третьим в Москве и пятым в России, а также самым крупным из аналогичных объектов онлайн-гипермаркета. С ним совокупная мощность Vprok.ru Перекрёсток в Московском регионе выросла на 40%, говорится в распространенном компанией пресс-релизе. В настоящий момент новый объект обрабатывает около 500 заказов в день, а его работу обеспечивают около 220 сотрудников и 30 автомобилей. После выхода на полную мощность количество обрабатываемых заказов увеличится до 8000, а количество сотрудников и автомобилей — до 600 и 200 соответственно. В перспективе число рабочих мест, созданных благодаря открытию нового даркстора в регионе, может составить 4000. Дарксторы – основа бизнес-модели Vprok.ru Перекрёсток, сейчас в России их пять: три в Москве, один в Санкт-Петербурге и один в Нижнем Новгороде.
Банк плюс аптека плюс витрина
Уникальными возможностями обладает Сбер, активно развивающий собственные проекты в онлайн-сегменте. «Сбер Логистика» поддерживает работу всех сервисов экосистемы, а также предоставляет полный комплекс услуг внешним клиентам и физическим лицам по всей России. Уникальным подходом компании стала интеграция отделений Сбер Банка в свою логистическую сеть: банк теперь представляет собой пункт приема товара, временного хранения, пункт выдачи заказа, а размещение постаматов в непосредственной близости к банкоматам даёт круглосуточный доступ к получению посылок в уже оборудованных зонах с видеонаблюдением. Огромная зона покрытия, охватывающая всю страну, и уже сложившаяся инфраструктура – важнейшее конкурентное преимущество сервиса. Следующим шагом становится открытие аптек на базе отделений банка для развития сервиса «Сбер ЕАптека». Наличие лицензии – обязательное условие для последней точки хранения фармацевтических товаров перед доставкой клиенту, в связи с чем классические дарксторы и пункты выдачи заказов не могут стать «последней милей» для лекарств.
Необычен для российского рынка принцип работы «Сбермаркета» – это не просто «витрина» для магазинов с опцией доставки, специфика заключается во внедрении сборщика в каждый магазин-партнёр, а не самостоятельная подготовка заказов сотрудниками магазина. Единые стандарты, предъявляемые к формированию заказов, позволяют доставлять продукты высокого качества и вовремя.
Специализируется на «последней миле»
Третий новатор, предлагающий нестандартные решения в онлайн сегменте, – «Яндекс». Специфика логистических решений состоит в том, что существует «Яндекс маркет» с собственными складскими объектами и «Яндекс Go» – платформа, интегрирующая практически все службы «Яндекса», включая «Доставку».
У «Маркета» есть сортировочные центры и склады. Сортировочные центры – небольшие складские объекты, которые осуществляют прием только полностью собранных и упакованных заказов. На основных складах компании выполняется полный комплекс операций от хранения до сборки заказов. Данные форматы складских объектов предназначены для разных моделей работы поставщиков с маркетплейсом.
Сервис «Яндекс Доставка» – логистическая служба интернет-гиганта, которая обеспечивает последнюю милю собственных сервисов, сторонних служб («Детский мир», LaModa, Leroy Merlin, Hoff), экспресс-доставку для магазинов и ресторанов, доставку посылок и отправлений физических лиц. Сервис специализируется на последней миле, так как выстроен на базе «Яндекс Такси». Для собственных служб («Яндекс Лавки» и «Яндекс Маркета») существует собственная развитая сеть дарксторов. Изначально дарксторы работали исключительно на «Лавку», но их интеграция в логистику «Яндекс Маркета» позволила создать уникальный на рынке опыт: курьер по клику. Это возможность доставлять полный ассортимент товаров маркетплейса в 15-минутный интервал. Маркетплейс собственной службой организовывает доставку товара от продавца, хранение, сортировку, сборку заказа, после чего доставляет в ближайший к клиенту даркстор. Клиенту приходит уведомление о готовности заказа и возможности вызвать курьера Яндекс Доставки, который доставит заказ за 15 минут в любое удобное время и день. Таким образом, потребитель управляет своим временем.
Вторым важным нововведением становится интеграция «Маркета» в Яндекс Go. В этом приложении появился раздел Маркет Express, где представлены товары, доставка которых займет 1-2 часа. Продавцы при регистрации на сайте маркетплейса выбирают модель сотрудничества с функцией экспресс доставки. Товары из Маркет Express хранятся, сортируются и комплектуются продавцом на собственном складе. В течение 30 минут после оформления заказа продавец собирает его, а «Яндекс Доставка» забирает и доставляет клиенту.
Инновации для склада
Один из безусловных локомотивов в сфере складской логистики – OZON. Компания одна из немногих закрывает каждый этап логистической цепочки собственными складскими объектами. Есть склады размещения (крупные объекты, где товар хранят, сортируют, собирают и упаковывают заказы), сортировочные центры (они меньше и представляют собой пункты приема поставок от продавцов для дальнейшей передачи на склады размещения), а также сеть дарксторов для опции экспресс-доставки. Что уникального в складских объектах OZON? Склады размещения, они же фулфилмент центры, представляют собой инновационные объекты, где организовано многоуровневое хранение, движение товара происходит по ленте конвейера, место хранения определяется системой, а автоматический сортировщик делит посылки по регионам назначения, самостоятельно считывая штрих-коды товара. В России это пока что первый пример такой масштабной складской автоматизации.
Многие из существующих инноваций начинали разрабатываться еще до пандемии. Однако такой сильный стимул для сегмента вынуждал ритейлеров весной 2020 г. запускать еще «сырые» сервисы, отлаживая работу уже после запуска. Спустя почти полтора года становится очевидно, что онлайн покупки – неотъемлемая часть потребительской практики, темп роста онлайн продаж остается высоким, ритейлеры создают уникальные модели взаимодействия с потребителем, развивают логистику, сокращают время доставки и наращивают ассортимент. В ближайшее время мы увидим интересные новые решения, которые раньше казались невозможными, ведь потенциал рынка еще далеко не исчерпан, а покупатель становится все более требовательным.