10 млн рублей может стоить день простоя на крупных стройках

Деньги, люди и время – в этом главные вызовы для строительного бизнеса сегодня
Информационное моделирование объектов и управление жизненным циклом строительства на всех этапах сокращает расходы на 30%

Санкции, уход западных компаний и рост курса доллара неизбежно влияют на строительный рынок России: растут цены на материалы и оборудование, разваливаются логистические цепочки, снижается уровень доступа к капиталу. Увеличить эффективность стройки в кризис компаниям поможет использование цифровых платформ для управления ресурсами.

По нашим оценкам, ежегодно российская строительная отрасль получает около 10 трлн руб. инвестиций, из них примерно 40% приходится на промышленное строительство (объекты, имеющие прямое отношение к промышленной и производственной деятельности: заводы, объекты ТЭК), 32% – на инфраструктурное (автодороги, железные дороги, аэродромы, мосты, тоннели) и 28% – на гражданское (непроизводственные объекты, дома, учебные заведения, офисы, ТЦ, театры). Сейчас игроки строительного рынка сталкиваются как с общими вызовами, характерными для всех типов стройки, так и со специфическими рисками.

Рост цен

Общий для строительного рынка риск – это увеличение стоимости материалов, механизмов, рабочей силы. К нему приводит рост экспортных котировок, изменение курса рубля, неопределенность и разрыв логистических цепочек, ограничения доступа к западному оборудованию и другие факторы.

Проблема для отрасли не новая: в 2021 г. инфляция в стройке составила около 19%, вице-премьер РФ Марат Хуснуллин называл её одним из основных вызовов в индустрии. Введение санкций против России ускорило рост цен: согласно данным Росстата, индекс потребительских цен на строительные материалы за неделю 26 февраля – 4 марта вырос на 1,81% по сравнению с 0,77% за неделю до этого. А по информации Национального объединения строителей, с начала 2022 г. стоимость бетона уже увеличилась на 7%, раствора – почти на 10%, кровельных материалов чуть меньше, чем на 20%, кирпича – более чем на 18%.

Повышение стоимости критично для текущих контрактов: компаниям придется пересматривать договоры. В новых проектах они уже будут закладывать изменения в бюджеты. Также рост цен должен дать импульс к импортозамещению всей строительной цепочки. А заказчики, которые получают валютную выручку, и вовсе останутся в плюсе.

Импортозамещение

Другим вызовом станет замещение импортных товаров. Речь идет не только о стройматериалах, но и об оборудовании длительного цикла изготовления, инженерных системах (например, видеонаблюдения). Кроме того, российские компании зависят от западных лицензиаров технологий – однако последние пока не стремятся «‎обрубить концы»‎.

В теории бизнес сможет перенастроиться на Китай, но особенность строительного рынка в том, что быстро заменить ключевое оборудование невозможно: придется перепроектировать всю линию. На это могут уйти месяцы и даже годы. Проекты придется приостанавливать, это приведет к их удорожанию и снижению эффективности для всех участников.

Похожая ситуация складывается на рынке программных продуктов: о приостановке деятельности в России заявили SAP, Oracle и другие крупные поставщики решений для управления строительными проектами. Полностью заменить их сложно, потому что это комплексные системы, которые не только позволяют вести учет, но и обладают серьезными средствами аналитики. В то же время нельзя сказать, что в России было много удачных полноценных внедрений SAP, – эти решения дорогие и неповоротливые.

На российском рынке есть собственные локальные разработки корпораций, а также 1С, которая на самом деле часто стоит «под SAP» для локального учета на местах. В случае полноценного ухода западных гигантов из России игроки будут переходить на доступные альтернативы. Есть вероятность, что какое-то время они будут пользоваться зарубежными программами без лицензий (облачные продукты можно отключить в один момент, но локальные скорее всего – нет). Также возможно, что SAP, Oracle и другие продолжат выполнять точечные проекты в РФ.

Дефицит рабочей силы

Сокращение численности населения последние годы было главной экономической и демографической проблемой страны. Росстат оценивал численность трудоспособного населения в РФ в 2021 г. в 82 млн человек по сравнению с 88 млн десять лет назад.

В условиях кризиса все средства необходимо инвестировать в развитие экономики, в том числе в строительство новых промышленных предприятий. В России на стройке работает около 4,7 млн человек, однако их не хватит. Индустрия столкнется с дефицитом рабочей силы, который и так наблюдался в отрасли: в разные периоды Минстрой говорит о нехватке 1,2-5 млн рабочих.

Вопрос, как компенсировать недостаток рабсилы, будет стоять особенно остро в новых условиях. Усугубление дефицита приведет к еще большей стоимости человека-часов: например, минимальная зарплата опытного сварщика уже сегодня составляет 200 000 рублей в месяц на крупных Амурских стройках, в Приморске, Норильске.

Доступ к капиталу

Эксперты говорят о развороте в сторону государственных проектов, в то время как частные инициативы будут ограничены в деньгах даже в промышленном строительстве. В стандартной схеме при наличии инвестиционной идеи компании обращались в банки, предоставляли техническое обоснование, получали кредит и выплачивали его из выручки. С учетом введения санкций против банков и повышения ключевой ставки получить инвестиции под строительные проекты станет еще труднее.

Девелоперы, скорее всего, столкнутся с падением спроса. Потребители будут бояться вкладывать во что-либо. Это особенно актуально для недвижимости, которую покупают с целью сдачи в аренду или перепродажи.

Специфические риски

В гражданском и промышленном строительстве чаще задействованы частные, коммерческие предприятия, которые максимально заинтересованы в получении прибыли. Они могут быстро реагировать на изменения и реализовывать проекты с меньшими задержками и провалами в качестве.

Инфраструктурное строительство, как правило, базируется на госконтрактах или государственно-частном партнерстве. Госзаказчики обычно не готовы оперативно пересматривать условия госконтрактов. В инфраструктурном и промышленном строительстве стандартная маржа составляет около 10%, так что компаниям придется работать себе в убыток.

Чтобы решить эту проблему, подрядчики будут пользоваться законодательно предусмотренными вариантами для внесения изменений в стоимость контрактов, раскрывать экономику и искать решение вместе с госзаказчиком. В некоторых случаях будет доходить до остановки проекта и перезапуска по новым ценам.

«У большинства участников строительного рынка в России 80% времени уходит на получение необходимых данных и 20% – на принятие решений»

Цифровизация стройки как ответ на новые вызовы

Процесс стройки нельзя полностью автоматизировать. Инновационные технологии и подходы – роботы, 3D-печать, комплектно-блочный метод строительства – повышают производительность, однако для большей эффективности необходимо грамотно распределять ресурсы. Помочь могут цифровые платформы. К сожалению, пока российская стройка цифровизирована слабо. Например, в марте 2021 г. около 12% застройщиков использовали BIM для проектирования (данные PlanRadar). Для сравнения, в Германии примерно 70% строительных компаний применяют BIM хотя бы на одном этапе работ.

У большинства участников строительного рынка в России 80% времени уходит на получение необходимых данных и 20% – на принятие решений. Я могу привести два примера из личного опыта, которые показывают низкую степень зрелости российских компаний в вопросах цифровизации.

Полгода назад мы получали от одного из наших генеральных подрядчиков более 40 отчетов ежемесячно в разных форматах. Мы заменили их на 10 отчетов и единую систему управления проектами PragmaCore (российская разработка). В будущем мы настроим импорт информации из других модулей или профильных программных продуктов. В совокупности это позволит увидеть общую картину проекта, а в части материально-технического обеспечения – обратить внимание на позиции в зоне риска. Также можно ускорить процесс принятия решений и не раздувать штат проектной команды.

Другой наш крупный клиент тратил на строительные работы на 20% больше, чем мог бы, несмотря на наличие программного обеспечения для управления проектами от SAP и Business Intelligence. Одной из причин была несбалансированность команды: по нашему опыту, в промышленном и инфраструктурном строительстве на офисного сотрудника должно приходиться 5-10 рабочих. У заказчика на одного рабочего приходилось 3 офисных работника. Мы дали им рекомендации по выделению функции управления строительством из множества подразделений в единый центр управления проектами (ЦУП), который проще контролировать, и предложили сократить штат на 30%.

Один день простоя на крупных стройках может стоить 10 млн рублей (это оплата труда, передержка арендованного оборудования). Цифровизация индустрии поможет ускорить процесс принятия решений и минимизировать эти непроизводительные затраты. По моим оценкам, денежный эффект может составлять 10-30% расходов.

Это подтверждают данные исследования консалтинговой компания KPMG и платформы PropTech Russia: они выяснили, что информационное моделирование зданий и управление их жизненным циклом на всех этапах сокращает расходы на строительство и эксплуатацию до 30%. Только 11% опрошенных строительных компаний говорили о том, что окупаемость инвестиций в цифровые продукты равна нулю – остальные увидели финансовую выгоду.

Благодаря цифровым платформам для управления ресурсами (российским или международным, которые останутся на рынке) компании смогут учитывать множество факторов, например, геологию, географию, логистику, климатические особенности, более четко планировать строительные работы и отслеживать их исполнение в едином информационном поле.